§3. Возникновение искусства и религиозных верований

1. Как была найдена пещерная живо­пись. Долгое время учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искус­ные художники, создававшие красочные рисунки. Более ста тридцати лет назад та­кие рисунки открыл один испанский ар­хеолог. Он производил раскопки в пещере Алыпамйра в Северной Испании. Однаж­ды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка про­шла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пеще­ры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности ри­сунков.

Вслед за Альтамирой начались исследова­ния других пещер, во многих были найде­ны произведения первобытного искусства.

Самка бизона. Рисунок в пещере Альтамира.

Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней — бы­стрыми и стремительными, мамонтов — массивными, тя­жёлыми, с высоким выпуклым затылком.

2. Загадки древнейших рисунков. На стене одной из пе­щер изображена такая сцена (см. рис. на с. 19). Падает на­взничь охотник с птичьей головой. Выставил рога бизон, пронзённый острым копьём. Прочь уходит могучий носо­рог. Что всё это значит? Ответа мы не знаем.


Лошадь. Рисунок из пещеры Ляско.

Сцена с раненым бизоном и охотником. Рисунок первобытного времени.


Существуют и другие загадки. Учёные пытаются по­нять, зачем художники помещали свои рисунки в глубине тёмных пещер, куда не проникают лучи солнца; для чего изображали раненых, истекающих кровью зверей.

Вот к каким выводам приходят учёные.

3. Человек «заколдовывает» зверя. Первобытные охот­ники боялись, что в лесах станет меньше зверей, мясом которых они питались, а в озёрах и реках исчезнет рыба. Как не допустить этого? Можно ли воздействовать на жи­вотных? У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся за­колдованными и не уйдут из этих краёв. Если изобразить раненое животное, например медведя или носорога, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать назначение пещер­ной живописи учёным помога­ют наблюдения за племенами, главными занятиями которых дреВняя могила, раскопанная ещё недавно были охота и со- археологами.

бирательство. Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряду поражая копьями нарисо­ванное на песке животное (см. рис. на с. 24).

4. Зарождение веры в душу. Первобытные люди пыта­лись понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждом человеке обитает душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других лю­дей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться — и тогда человек умрёт.

Люди верили, что души предков переселяются в далё­кую «страну мёртвых». Там они так же живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.

Хороня сородича, люди клали в могилу всё необходимое для путешествия в далёкую «страну мёртвых» и для жиз­ни в этой стране: пищу и крепкую обувь, одежду, копья, ожерелье из раковин или, например, медвежьих клыков.

Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными.

Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «стра­на мёртвых», религиозные верования.

Проверьте себя. 1.Как была открыта пещерная живопись? 2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лоша­дей? Какую роль играли эти звери в жизни людей? 3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете? 4. Как первобытные люди представля­ли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?

Подумайте и обсудите. 1. О чём хотел рассказать художник, создав­ший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 19)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено. 2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного 8 пещере? 3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему 8 них можно найти? (См. рис. на с. 19.)

Подведём итоги и сделаем выводы

• Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?

Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?

Серп из кости с каменными вклады­шами.

• Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных лю­дей?

<< | >>
Источник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с.. 2015

Еще по теме §3. Возникновение искусства и религиозных верований:

  1. Типы религиозных верований и практик
  2. 1. РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИСКУССТВО НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕЙ МЕСОПОТАМИИ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО II. Э.
  3. Ученая поэзия: культурная рефлексия и искусство для искусства
  4. Религиозное мировоззрение и религиозный этос
  5. Искусство
  6. Искусство IV в. до н. э.
  7. Изобразительное искусство.
  8. Религиозные обряды
  9. 6. ВАВИЛОНСКОЕ ИСКУССТВО
  10. Религиозный опыт
  11. ИСКУССТВО КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
  12. 6.5. Искусство как форма духовной культуры