§ 40. Театр. Трагедии и комедии

Какую роль играл театр в жизни греков?

1. Происхождение театра. В честь богов в каждом по­лисе существовали праздники с шествиями и песнопени­ями. Театр возник из праздника в честь бога Диониса.

В ходе этого праздника крестьяне хо­ром пели песни, восхвалявшие Диони­са. Участники хора одевались в коз­линые шкуры, с хвостами и рогами, чтобы походить на весёлых спутников Диониса — сатиров. Тиран Писистрат установил государственный праздник в честь Диониса в Афинах. Частью его стали театральные представления, ко­торые продолжались три дня.

2. Устройство театра. Сначала пред­ставления проходили на городской площади — агоре, позже построили специальный театр у подножия Акро­поля, рядом со святилищем Диониса.

Жетоны — входные билеты в театр

Места для зрителей располагались по­лукругом на склоне. В первом ряду стояли роскошные мраморные кресла для жрецов. Афиняне очень любили театр, в дни представлений они спешили с раннего утра занять места.

При раскопках учёные нашли остатки многих театров. Представление происходило внизу, на круглой площад-

Древнегреческий театр. Реконструкция


©Расскажите об устройстве древнегреческого теат­ра.

ке — орхестре (отсюда слово «оркестр»). Позади орхестры ставили палатку для переодевания актёров — скёнэ (отсюда слово «сцена»). Представление продол­жалось почти весь день, поэтому с со­бой брали подушки, чтобы было мягче сидеть, и еду.

3. Актёры. В представлении участво­вали три актёра и хор. Актёрами бы­ли только мужчины, игравшие и роли женщин. Они надевали обувь на тол­стой подошве, чтобы зрители могли их хорошо видеть даже с последних ря­дов. Лица актёров закрывали раскра­шенные маски с большим открытым ртом, который усиливал голос. Маски были разные: людей весёлых и груст­ных, убитых горем, старых и молодых. Меняя маски, один артист мог испол­нять несколько ролей.

Хор по ходу действия объяснял про­исходящие события. Например, нель­зя было показывать убийство, о нём рассказывал именно хор. Кроме то­го, хор подводил итоги пьесы. Пьесы были двух видов — трагедии и коме­дии.

4. Трагедии. Трагедии писали, как правило, на сюжеты мифов. С мифами греки были знакомы с детства, поэ­тому они заранее знали, что произой­дёт на сцене. Однако зрители с инте­ресом смотрели трагедии.

Древнегреческие маски актёров

В трагедии обсуждались важные во­просы: о законах и о власти, которая нарушает законы, о поведении людей и др.

Трагедии не оставляли зрителей равнодушными. После представления граждане ещё долго спорили между собой.

ЕЕ

Самыми знаменитыми авторами тра­гедий были Эсхил, Софокл и Еврипйд. У каждого из них был свой взгляд на мир, и он отражался в их трагедиях. У Эсхила герой подчиняется божеству. Суд бога над человеком он считает справедливым.

Софокл хотел изобразить людей та­кими, какими они должны быть.

Еврипид с помощью мифа стремился нарисовать действительность такой, ка­кой он её видел.

В трагедии герой часто погибал, но не сдавался. И это внушало зрителю веру в способность человека бороться и побеждать. Борьба героя с грозными силами судьбы вызывала у зрителей восхищение. Трагический герой воспринимался ими как образец для подражания.

5. Комедии. В комедиях действовали, как правило, обычные люди, иногда иные существа — осы, птицы, лягушки. Комедии высмеивали конкретных политиков, даже Перикла, критиковали различные пороки.

Самым замечательным комедийным поэтом был Аристофан. Он откликался на все важные события жиз­ни Афин, например войны. Аристофан был их противни­ком и несколько комедий посвятил защите мира.

Герой одной такой комедии крестья­нин Дикеополь (в переводе с греческо­го — справедливый гражданин) нена­видит войну.

Аристофан своими насмешками не щадил никого, даже народа. В одной из его комедий народ представлен под видом немощного старца, падкого на лесть. Его ловкие слуги пользуются этим и обманывают хозяина.

Актёр. Изображе ние на древне­греческой вазе
Софокл. Древний бюст

Трагедии и комедии помогали народу понять, что происходит вокруг, разобрать­ся в своих чувствах и мыслях.

Гимн человеку в трагедии Софокла «Антигона»

Много в природе дивных сил, Но сильней человека — нет! Он под вьюги мятежный вой Смело за море держит путь; Кругом вздымаются волны — Под ними струг плывёт... И беззаботных стаи птиц, И породы зверей лесных, И подводное племя рыб Власти он подчинил своей. Мысли его — они ветра быстрее.

В чём человек, по мнению Софокла, схож с богами?

1. Каким образом возникновение театра связано с культом бога Диониса? 2. Нарисуйте Диониса и его окружение. 3. Поясните, в чём заключалось перевоплощение актёра в древнегреческом театре. 4. Поразмышляйте, почему греческая трагедия была об­ращена к мифологическому прошлому, а комедия с её острой сатирой отражала реальность того времени. 5. Расскажите, что для вас было наиболее интересным, познавательным в данном параграфе.


<< | >>
Источник: Уколова В.И.. История. Древний мир. 5 класс. (Сферы) М.: — 160 с.. 2014

Еще по теме § 40. Театр. Трагедии и комедии:

  1. Аттическая драма и комедия V в. до н. э.
  2. Театр.
  3. 25. Неудача — это не трагедия
  4. ТРАГЕДИЯ СТРАНЫ ТРУБАДУРОВ
  5. Театр и музыка
  6. БОСТОНСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР
  7. Роль в театре и в жизни
  8. Архитектура, живопись, литература, театр
  9. Власть и философия: жизнь как театр
  10. «Грекофилы» и консерваторы: начало эллинизации Рима
  11. 3. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО