загрузка...

§ 33. Рождение демократии в Афинах

Назовите причины возникновения демократии в Афинах.

1. Господство знати. Афины были одним из крупней­ших и сильнейших полисов Греции. Его территория за­нимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции.

Как и в других полисах в это время, господствующее положение в Афинах занимала знать. Знатные люди захватили плодородные земли в долинах. А крестьяне владели маленькими участками на каменистых склонах гор. Из-за этого им нередко приходилось брать у знат­ных людей деньги в долг. Тогда на участок крестьяни­на ставили долговой камень. Если долг вовремя не воз­вращался, земля должника переходила в собственность аристократа. Крестьянин продолжал работать на этой земле, но часть урожая отдавал новому хозяину. Так крестьяне попадали в зависимость от знати. Иногда за долги крестьянин вынужден был продавать в рабство членов своей семьи и даже сам становился ра­бом. Таким образом, он переставал быть гражданином и оказывался в полной зависимости от своего го­сподина.

Наказание рабов. Изо­бражение на древне­греческой вазе

Простые афиняне не могли боль­ше мириться со своим тяжёлым положением. Крестьяне требовали полного освобождения от долгов, передела земли и равных прав со
знатью. Знать, конечно, была против это­го. Казалось, не сегодня-завтра начнётся вооружённая борьба. С целью предотвра­тить такое развитие событий, которое ослабило бы полис, в 594 году до н. э. граждане обратились к Солону.

2. Деятельность Солона. Солон был человек образованный и любознатель­ный. Он родился в знатной семье, но солон. Древне- не был богат. Все уважали Солона и на- греческий бюст деялись, что он положит конец борьбе между афинянами.

Солон начал с реформы, которую на­звал «стряхиванием, бремени». Со всех участков были убраны долговые камни и уничтожены все долговые обя­зательства. Это означало, что крестьяне освобождались от зависимости. Отныне запрещалось обращать афин­ских граждан за долги в рабов. Теперь в Афинах рабами были только люди, привезённые из других стран. Солон старался выкупить из рабства тех граждан, которые бы­ли проданы за долги на чужбину.

Солон желал все высшие должности в государстве оставить за богатыми, как было прежде. А всем осталь­ным он хотел дать право исполнять прочие должности, занимать которые они раньше не могли. Для этого он разделил всех граждан на четыре разряда. Разряд зависел от количества продуктов, которые получал гражданин со своей земли. Богатые граждане, принадлежавшие к двум первым разрядам, должны были служить в кон­нице. Третий разряд был самым многочисленным, в него входила большая часть крестьян. Они были гоплитами и составляли основу армии. Наиболее бедные относились к четвёртому разряду и были легковооружёнными воинами.

3. Изменения в управлении государством. При Соло- не сильно возросло значение собрания всех граждан, то есть народного собрания. На его заседаниях стали ре­шать важные государственные дела, принимать зако­ны. Все граждане, независимо от разряда, имели право участвовать в народном собрании и голосовать. Но на государственные должности могли быть избраны толь-

ко граждане первых трёх разрядов, а вы­сокие должности имели право занимать лишь самые богатые.

Вторым важнейшим органом власти в Афинах стал созданный Солоном народ­ный суд. В нём знать не имела никаких преимуществ, все граждане были равны перед законами.

Некоторые законы учили трудолюбию. Например, Солон ввёл закон: «Если отец не научил сына никакому делу, то такого отца сын не обязан содержать в старости».

Главное значение реформ Солона состояло в том, что благодаря им в Афинах были за­ложены основы демократии. Реформы Соло­на, однако, не прекратили борьбу между знатью и демосом.

В результате в Афинах к власти при­шёл тиран[9] Писистрат.

1:Щ !

1

Афинский воин

4. Тирания Писистрата. Писистрат не был жестоким тираном. Он не отменил законов Солона, но, пользуясь своей вла­стью, делал так, что на все должности из­бирали его сторонников. Тиран заботился о хозяйстве Афин. Он поощрял разведение оливок и винограда, большое внимание уделял дальнейшему развитию ремесла. При нём в Афинах был построен водопро­вод. Для этого пришлось пробить в скале туннель высотой в человеческий рост.

Афинский гражданин с телёнком

После смерти Писистрата власть пере­шла к его сыновьям. Но они правили же­стоко и в 510 году до н. э. были свергнуты афинянами. Двое афинян — Гармодий и Аристогитон — убили одного из сыновей Писистрата. Память о борцах против ти­рании стала в Афинах на долгие времена

Остракон

священной, их почитали как героев, отдавших свою жизнь за свободу родины.

5. Реформы Клисфена.

К власти в Афинах снова пришли сторонники демо­кратии. Их вождь Клисфен с 509 по 500 год до н. э. провёл ряд реформ. Был

принят закон об остракизме, то есть «суде черепков» (от греческого слова «остракон» — черепок). Один раз в год во время заседания народного собрания обсуждался вопрос, угрожает ли кто-нибудь демократии. Если ответ был положительным, то проводилось голосование с по­мощью черепков. Каждый гражданин писал на черепке имя того человека, который, по его мнению, представ­ляет угрозу демократическому строю. Тот, имя которого чаще всего встречалось на черепках, должен был уйти из Афин в изгнание на 10 лет.

Государственное устройство Афин стало более демо­кратичным, чем при Солоне. Завершился первый этап борьбы народа за демократию. Но малоземельные кре­стьяне и городская беднота, хотя и являлись гражда­нами, активного участия в управлении Афинами по- прежнему не принимали.


Солон о счастливом человеке

(рассказ древнегреческого историка Геродота)

Солон, путешествуя, приехал к царю Лидии Крезу, тому самому, который славился своим богатством (см. § 21). Царь показал ему свои огромные богатства и спросил у гостя, встречал ли Солон счастливейшего человека на свете, думая, что тот назовет его имя. Солон же назвал имя афинянина Телла: «Этот Телл жил в цветущее время родного города. У него были сыновья, пользу­ющиеся добрым именем. Ему довелось увидеть, как у всех них также родились дети. Он имел имущество, в котором было всё необходимое. Он погиб со славой, храбро сражаясь за отечество.



Афиняне устроили ему погребение на месте гибели за государ­ственный счёт. Так они оказали ему высокую честь».

Что ценил Солон выше всего: честь или богатство?

11 1 1

1. В чём заключались противоречия между аристократами и

демосом в Афинах? 2. Какие события завершили первый этап борьбы демоса и аристократии? 3. Заполните таблицу «Рефор­мы Солона». Графы таблицы: причины реформ, суть реформ, итоги реформ. 4. Сравните правление Писистрата и Клисфена.

1. Почему очень смелые реформы Солона всё же удалось осу­ществить? 2. Обсудите в классе: почему реформы Солона не остановили борьбу между знатью и демосом? 3. Какие измене­ния произошли в управлении афинским полисом при Солоне?

<< | >>
Источник: Уколова В.И.. История. Древний мир. 5 класс. (Сферы) М.: — 160 с.. 2014

Еще по теме § 33. Рождение демократии в Афинах:

  1. Восстановление демократии в Афинах
  2. УТВЕРЖДЕНИЕ В АФИНАХ СТРОЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ.
  3. Глава XIУТВЕРЖДЕНИЕ В АФИНАХ СТРОЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ.ПЕРИКЛ
  4. § 3. Формы демократии. Референдум как одна из форм политической демократии
  5. ОПЫТ РОЖДЕНИЯ
  6. Усиление олигархических элементов в Афинах
  7. Дальнейшая борьба в Афинах
  8. Обострение социально-политической борьбы в Афинах
  9. Раскопки в Афинах
  10. Отпошепие к малоазийским событиям в Спарте и Афинах