загрузка...

§2. Родовые общины охотников и собирателей

Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, уве­личивался его мозг. Возникла речь.

1. Первобытные люди постепенно расселились по хо­лодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.

Каменное руби­ло. Найдено при раскопках.

Наши предки сумели выжить морозными зимами, так как они пользовались огнём и научились добывать его.

Они изобрели новые орудия труда, у них появились одежда и жилища.

Одежду шили из звериных шкур. Жи­лищами становились пещеры, служившие убежищем от хищников, холодного ветра, дождя и снега. В той местности, где не было пещер, люди рыли землянки и стро­или шалаши из веток деревьев, костей и шкур крупных животных.

Охота стала важнейшим занятием. Глав­ным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали длинные и прочные палки, заостряли их каменными рубилами, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне. Потом по­явилось новое изобретение — острый ка­менный наконечник, его привязывали к древку копья волокнами растений или ко­жаным ремешком. Такое составное, из де­рева и камня, копьё стало грозным и на­дёжным оружием в борьбе со зверями.

Копьё и гар­пун с костяным наконечником. Рисунок нашего времени.

Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо диких животных к


Охота на диких коз. Рисунок на­шего времени.

крутому обрыву, в болото или глубокий ов­раг, откуда им трудно было выбраться.

Люди охотились на диких коз, лошадей, оленей, бизонов, а также на зверей, которых ныне уже нет на Земле, — на шерстистых носорогов и пещерных медведей. Самой же­ланной добычей был мамонт — огромный слон с длинной желтовато-бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

Мамонт. Рисунок нашего времени.

2. Родовые общины. Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени.

Учёные назы­вают его человеком разумным. В это время человеческие коллективы стали более спло­чёнными. «Люди разумные» жили родовы­ми общинами. В таких общинах родствен­ные связи являлись главными, основными. Все близкие и дальние родственники счи­тались сородичами. Люди тогда рассужда­ли так: это мой сородич — значит, он свой, ему надо помогать всегда и во всём. Если чужой обидит человека из нашего рода, на­несёт ему увечье или убьёт его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду.
Родовая община. Рисунок нашего времени.


Стрелок из лука. Рисунок перво­бытного худож­ника.

Общими у рода были жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь. Сороди­чи-мужчины сообща охотились на зверей.

Объясните значение слов: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разум­ный, родовая община.

Мамонт. Рисунок из Каповой пе­щеры на Урале.
Рука. Рисунок первобытного че­ловека на стене пещеры.

Проверьте себя. 1.Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами? 2. Что представляли собой древнейшие жилища и одежда? 3. Почему только сплочённая группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей? 4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки — слово «родовая»? 5. Какими пре­имуществами обладают лук и стрелы сравнительно с копьём и дубиной?

Опишите рисунок «Родовая община» (см. с. 15). Что изображено на пер­вом плане, на втором плане?

Подготовьте сообщение о находках останков мамонтов на территории России (см. с. 16). (По учебнику и ресурсам Интернета.) Подумайте и обсудите. В чём различия между копьём и гарпуном (см. рис. на с. 14)? Как их изобретение изменило жизнь людей?

<< | >>
Источник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с.. 2015

Еще по теме §2. Родовые общины охотников и собирателей:

  1. Общества охотников и собирателей
  2. Разложение родовой общины. Появление соседской общины.
  3. Поздняя родовая община.
  4. Ранняя родовая община.
  5. 4,2. Первая ступень: бродячие охотники
  6. Глава I. Мир охотников
  7. Первобытные общины
  8. Традиционные (общинные) группы
  9. Роль родовой организации
  10. § 2. Дуально-родовой брак
  11. § 2. От «общины» к «обществу», от механической солидарности к органической
  12. В палате общин от тюрьмы не спрячешься
  13. 1.3. Разложение первобытно-общинного строя
  14. § 1. Проблема родового понятия в социологии
  15. Глава IV. Социальное действие как родовое понятие социологии