загрузка...

§49. Рабство в Древнем Риме

1. Завоевания — главный источник рабства. Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. После окончания войны сенат объявлял завоёванную страну про­винцией и назначал наместника для её управления. На­местники безнаказанно грабили провинции. Все рудники, каменоломни, соляные промыслы, лучшие земли римляне забирали себе. Уцелевшее население должно было платить тяжёлые налоги. Неплательщиков продавали в рабство. В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешёвых рабов.

Рабы в имении[5] землевладельца. Богатые римляне вла­дели одним, а порой и несколькими име­ниями в разных местах Италии. Больше всего в имениях выращивали оливок и винограда. Хлеб сеяли мало. Дешёвое => зерно для жителей Италии привозили из Сицилии и других провинций.

В каждом имении трудилось по 15—20 рабов. Землевладелец жил в Риме или другом городе Италии, лишь изред­ка объезжая свои имения, чтобы про­верить, как ведётся хозяйство, а заодно Римская ручная

мельница. ' Имение - земельное владение богатого человека.

Рабы в имении. Рисунок нашего времени.


отдохнуть от городской жизни. Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб-управляющий. Это он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы труди­лись от зари до зари. Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались сельские работы, невольники не си­дели без дела. Они плели корзины, вили верёвки, обтёсы­вали рукоятки для лопат и мотыг. «Раб должен трудиться или спать», — говорили римляне.

Рабов кормили простой и грубой пищей, ничтожно мало тратили на их одежду. Только раз в год рабам выдавали рубаху, раз в два года — короткий плащ и деревянные

Рабы мостят улицу. Рисунок нашего времени.


сандалии. При выдаче новой старая одежда отбиралась: из тряпья шили лоскутные одеяла. От заболевшего раба господин мог избавиться. Для этой цели предназначался остров на Тибре, куда свозили безнадёжно больных рабов, оставляя их там без всякого ухода и пищи.

За малейшую провинность рабов награждали оплеухами и зуботычинами, пороли. Особо строптивых отправляли в каменоломни, а если оставляли в имении, то держали в оковах. На ночь закованных рабов запирали в глубоком подвале с узкими окошками под самым потолком.

3. Рабы в богатом доме. Не иметь ни одного раба счита­лось признаком крайней нищеты. Даже у бедняка могли быть слуги. Дом же богача был ими переполнен. Одни с тряпками и вениками в руках убирали помещения, дру­гие помогали господину одеваться, брили его и укладыва­ли причёску, третьи готовили пищу и подавали её к столу. Певицы и музыкантши услаждали за обедом слух хозяина дома. В свою очередь хозяйка имела многочисленных ра- бынь-прислужниц.

Среди обитателей богатого дома было немало образован­ных рабов, нередко греков по происхождению.

Лечил хо­зяина раб-врач, ведал его книгами раб-библиотекарь, пи­сал под его диктовку письма раб-секретарь.

Домашним рабам жилось несравненно легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

4. Гладиаторы на арене амфитеатра. Сильных и лов­ких рабов помещали в особые школы, где обучали вла­деть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться на потеху публике один на один или отряд против отряда. В Италии и провинциях строи-

Римские учёные Варрон и Колумёлла о рабах

Варрбн писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда об­рабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие — рабы, мычащие — быки, немые — повозки, лопаты, плуги».

Колумёлла писал: «Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай. Они и сами крадут зерно, и от других воров плохо его оберегают. При уборке зерна в амбар раб-управляющий неправильно показывает его количество в счётной записи».

В римском амфи­театре. Рисунок нашего времени.

ли амфитеатры — специальные сооружения для гладиа­торских игр. В дни представлений амфитеатр всегда был полон. Богачи и бедняки ожидали кровавой бойни, как праздника. «Нападай и бейся насмерть!» — кричали зрите­ли оробевшему гладиатору, швыряя в него огрызки яблок и оливки. Случалось, раненый, обессилевший боец бросал оружие и, подняв левую руку, молил о пощаде. Если зри­тели поднимали кверху большой палец, раненому сохра­няли жизнь, лечили, а затем вновь выпускали на арену. Но если гладиатор не угодил зрителям, они опускали па­лец книзу, приказывая добить несчастного. Гладиаторские игры были любимым зрелищем римлян.

Объясните значение слов: имение, амфитеатр, гладиатор. Проверьте себя. 1. Какими способами римляне принуждали невольников к тяжёлому труду? 2. Какие обязанности были у рабов в богатом доме? 3. После каких событий в домах римских богачей появились образован­ные рабы?

Ш

Опишите рисунок «Рабы в имении» (см. с. 239). Какие работы выпол­няли рабы в имении? Найдите ручную мельницу, пресс для выжимания виноградного сока. Предположите, как раб-управляющий по приказу го­сподина поступит с обессилевшим стариком.

Познакомьтесь с документом «Римские учёные Варрбн и Колумёлла о рабах» (см. с. 240). 1. Вспомните, какие мысли о рабах задолго до рим­ского учёного Варрона высказывал грек Аристотель (см. с. 184), и дока­жите, что рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека. 2. Объясните, почему рабы, согласно наблюдениям римского учёного Колумеллы, дурно пахали землю и плохо пасли скот.

Подведём итоги и сделаем выводы

• Благодаря каким особенностям римское войско стало сильнейшим на всём Средиземноморье (опорные слова: вооружение, построение в бою, дисциплина, многолет­ний опыт)?

• Почему в Риме появилось множество дешёвых рабов? В чём было главное отличие раба от свободного?

• Как правило сената «разделяй и властвуй» проявлялось в отношении противников римлян?

<< | >>
Источник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с.. 2015

Еще по теме §49. Рабство в Древнем Риме:

  1. 10. Политические и правовые учения в Древнем Риме
  2. Служебная карьера в Древнем Риме
  3. Рабство
  4. Рабство
  5. Рабство
  6. Рабство
  7. Рабство
  8. Источники рабства
  9. Ф.А.ФОНХАЙЕК Дорога к рабству
  10. Религия и жречество в Риме. Римский «моральный кодекс»
  11. Представления о посмертном существовании души. Мистерииа) Дионис в Греции и Риме
  12. «Идеальное» и «эмпирическое» в Греции и Риме: искусство и историография
  13. 9. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА
  14. 5 ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
  15. Экономика стран Древнего мира.
  16. 1. Политическая мысль Древнего мира
  17. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
  18. ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ