§20. Природа и люди Древней Индии

Знакомясь с главой, подумайте: 1. Какие культурные достижения древних индийцев и китайцев сохранили своё значение в наши дни? 2. Какие поучения древних мудрецов Конфуция и Будды мо­гут принести пользу людям нашего времени?


В Индии и Китае первые государства возникли в глубокой древности, хотя и позже, чем в Египте и Двуречье.

В первом тысячелетии до н. э. в Древ­ней Индии было множество племён и госу­дарств, соперничавших друг с другом. В III (3-м) веке до н. э. почти все индийские цар­ства объединил под своей властью Ашока. В наши дни изображение львов на колонне Ашоки стало государственным гербом Ин­дии. Четыре льва смотрят на четыре сторо­ны света, напоминая о том, что ныне вся огромная страна объединена в одно госу­дарство. Китай стал единым государством также в III (3-м) веке до н. э., его первым властителем был Цинъ Шихуан.

1. Страна между Гималаями и океаном.

Верхняя часть колонны, воздвиг­нутой при царе Ашоке.

Индия расположена в Южной Азии. Бе­рега её с запада, востока и юга омывает

Индийский океан. С севера её границей служат Гималаи, самые высокие горы в мире.

Печать с древ­нейшими индий­скими письмена­ми.
Дуньхуан

Большую часть года в Индии очень жар­ко. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда же ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают. Поэтому целых два ме­сяца в году — июль и август — в Индии льют дожди и реки выходят из берегов.

ёпковый

^еЛ' Кашгар

Бактра

^.Ортоспана (Ka'6/л) /

Индрапраї \ (Дели)

ПАТАЛИПУТР)

Индостан
АРАВИЙСКОЕ МОРЕ
Бенгальский залив




Индия в древ­ности.

ИНДИЙСКИЙ

--------------- ' 11

Места раскопок \\ • Af

О» древнейших ; rfsl

^J городов Индии

о. Ланка

Место, где Будда впервые поведал людям о своём учении

ОКЕАН

Держава царя Ашоки в 3 в. до н. э.

ПАТАЛИПУТРА С— дер.

Важнейшие торговые пути:

----- сухопутные

----- морские

В остальное время года дожди бывают редко.

Самые широкие и полноводные реки Индии — Инд и Ганг. Они берут начало в Гималаях. На берегах этих рек и сели­лись в древности индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь. Ин­дийцы верили, что на заснеженных вер­шинах Гималаев живут боги.

2. Джунгли на берегах Ганга. В до­лине Ганга было жарко и влажно. Её покрывали густые, труднопроходимые леса — джунгли. Некоторые деревья в них вырастали необычайной толщины. Ветви крепко сплетались друг с другом, а касаясь земли, пускали корни — можно было запутаться и заблудиться среди множества побегов. Такое исполинское дерево ин­дийцы почитали как бога, называя его «царь леса».

От густой листвы даже днём в джунглях бывало тем­но. В вечнозелёном лесу круглый год распускались яркие и душистые цветы. С восхода до заката слышался гомон птиц. Если путнику приходилось ночевать в лесу, он рас­стилал на земле широкие листья. Питаться можно было бананами, плодами манго, кокосовыми орехами и разны­ми сладкими корешками. Но в джунглях человека со всех сторон подстерегали опасности — хищные звери, ядовитые насекомые и змеи.

3. Деревни среди джунглей. Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать лес и корчевать огромные пни. Эта работа стала намного легче, когда появились железные топоры, мотыги, лопаты. Про­изошло это в Индии, как и в других странах, приблизи­тельно за тысячу лет до н. э.

Мужской бюст. Из раскопок на «Холме мёртвых».

В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис — это растение очень любит влагу, и его побеги растут прямо из воды. Выращивали в Индии сахарный тростник и хлоп­чатник. С кустов хлопчатника собирали пушистые и мяг­кие белые волокна, похожие на вату. Из них пряли нити и ткали хлопковые ткани. Там, где было суше, сеяли пше­ницу и ячмень.

Деревни и поля были окружены джун­глями. Индийцы ходили туда за плодами и дровами для очага, на лесных опушках пасли коров и коз. Вооружившись луком, они охотились в джунглях на пугливых оленей и ланей, сетями ловили птиц.

4. Животные и боги. В джунглях жили тигры, львы, леопарды. По веткам дере­вьев скакали обезьяны, по земле полза- Бог Ганеша. Ин- ли змеи: огромные питоны, ядовитые ко- дийская скульпту- бры и гадюки. Индийцы особенно боялись ра' змей и старались их задобрить. Они рас­

кладывали вокруг дома комочки варёного риса и молили: «Угощайтесь, змеи, а нас не трогайте».

Некоторых богов индийцы представляли в виде диких животных — могучего свирепого льва или хитроумной обезьяны.

В Индии был приручён слон. Он переносил тяжести и участвовал в сражениях. Сидя на спине у слона, воины сверху осыпали противников стрелами, как из движущих­ся башен. Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона.

С особой любовью и почтением индийцы относились к корове. Она давала людям молоко, из которого делали простоквашу, масло, и потому её называли матерью, бо­жественной кормилицей. Самые благочестивые индийцы

Древнейшие города Индии

В долине реки Инд археологи решили провести раскопки холма, ко­торый местные жители называли «Холм мёртвых». Перед глазами учё­ных предстала удивительная картина: под землёй скрывался целый город. Двухэтажные кирпичные дома стояли вдоль широких улиц. В ком­натах — золотые украшения, глиняные фигурки идолов и детские игруш­ки, каменные печати с загадочными письменами. А в самом боль­шом доме нашли бюст бородатого мужчины. На левое плечо его наки­нута одежда со священным знаком трилистника. Вероятно, это жрец или царь.

Было найдено несколько таких городов. Все они опустели около че­тырёх тысяч лет тому назад. И сейчас никто не может с уверенностью сказать, что за люди построили эти города и почему они были вынуждены их покинуть.

вовсе не ели мяса, а того, кто убивал корову, считали страшным преступником, с которым и разговаривать ни­кто не смел.

5. Вера в переселение душ. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умира­ет, он на самом деле не перестаёт жить, а только меняет



Сказание о Раме

(Изложено по древнеиндийской поэме «Рамёяна»)

Прекрасную царевну Ситу отец обещал выдать замуж за того, кто натянет тетиву огромного лука. Собралось много женихов, но никто не смог даже сдвинуть лук с места. Лишь царевич Рёма легко поднял его одной ру­кой и так сильно натянул тетиву, что лук сломался. Сита увенчала его как победителя гирляндой цветов, и он стал её мужем. Но коварный десятиголовый двадцатиру- кий царь злых чудовищ-ракшасов Рёвана похитил Ситу и унёс её далеко на юг, на остров Лёнку. Он держал её в заточении, уговаривая стать его женою. Рама тотчас от­правился на поиски Ситы.

Верных помощников и друзей Рама нашёл в царстве обезьян. Среди них был и мудрый Хануман. Он сумел разузнать, где находится Сита, перепрыгнул через море на Ланку, проник во дворец и сказал плачущей женщи­не слова утешения. Слуги Раваны поймали Ханумана и в насмешку над ним подожгли ему хвост. Хану­ман вырвался от них и, прыгая по крышам деревянных домов, превратил в костёр весь дворец и город Ра­ваны.

После возвращения Ханумана был построен мост через океан, и Рама с обезьяньим войском вступил на остров. Навстречу ему на колеснице мчался сам Равана, выпускавший одну за другой огненные стрелы. Но после длительной битвы он был сражён могучим Рамой.

Царевич Рама.

Индийская

игрушка.

Царевна Сита.

Индийская

игрушка.

В честь этой победы индийцы до сих пор устраива­ют весёлый праздник. В этот день из бамбука, соломы и цветной бумаги сооружается огромное чучело многого­лового Раваны. Потом, к общей радости, его поджигают, а люди танцуют — некоторые в масках обезьян. Они как богов прославляют великого Раму, его верную жену Ситу и храброго Ханумана, одолевших в трудной борьбе силы зла.

свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Че­ловек может после смерти родиться животным, а живот­ное — человеком.

Кем станет человек после смерти, зависит от его по­ведения. За дурные дела он может в следующий раз ро­диться четвероногим или насекомым. Пьяница станет чер­вяком, а вор — крокодилом. Тот, кто зарежет козу, сам будет снова и снова рождаться козлёнком. И, видя зане­сённый над собой нож, он много раз испытает смертель­ный ужас. Лишь тот, кто полностью искупит свою вину, сможет при новом рождении опять стать человеком.

Те, кто заботился о своей дальнейшей судьбе, должны были проявлять милосердие ко всем живым существам. Ведь индийцы верили в переселение душ: ты причиняешь боль какому-нибудь малому зверьку, а в нём, возможно, живёт душа твоего покойного отца.

Некоторые индийцы даже ходили со специальной метё­лочкой, чтобы случайно не раздавить на дороге червяка или букашку.

Проверьте себя. 1. Что представляли собой джунгли на берегах Ганга?

Какую пользу они приносили людям? Какие опасности подстерегали там человека? 2. Каким было отношение индийцев к змеям, слону, обезьяне, корове? 3. В чём заключалась вера в переселение душ? Поработайте с картой (см. с. 96). Найдите и определите: 1) местопо­ложение Индии, её главных рек, высочайших в мире гор; 2) места рас­копок древнейших городов Индии; 3) территорию державы царя Ашоки, её столицу. Какая часть Индии не вошла в состав державы?

Подготовьте сообщения. 1. Древнейшие города Индии. В ходе раско­пок этих городов учёные не сумели разгадать возникшие перед ними загадки. Что это за загадки? 2. «Сказание о Раме». Кто в этом сказании олицетворяет добро и кто — зло? Какие человеческие качества героев сказания привлекли вас?

<< | >>
Источник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с.. 2015

Еще по теме §20. Природа и люди Древней Индии:

  1. 5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  2. 6 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  3. 3. Политико-правовые учения в Древней Индии
  4. ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  5. Глава I ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
  6. S 5.4. Иностранные колонии в Индии
  7. §5.1. Открытие Индии
  8. § 5.3. Резервный Банк Индии
  9. ИСТОРИЯ ИНДИИ
  10. 1. Люди
  11. 2. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ИНДИИ» КОНЦА II - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.
  12. ЗАВОЕВАНИЕ ИНДИИ
  13. ЛЮДИ И МОРЕ
  14. Люди и бизнес - модели
  15. Национальный конгресс и борьба за независимость Индии.
  16. Партнерский канал: люди