Положение рабов в Греции
Когда произвол хозяина становился невыноси-мым, раб мог воспользоваться «правом убежища». Таким убежищем, например, был в Афинах так на-зываемый Тесейон (храм Гефеста) и святилище Евме- нид. Пока раб находился в убежище, он считался не-прикосновенным. По аттическому закону раб, при-бегнувший к покровительству божества, уже не возвращался прежнему хозяину, а перепродавался в другие руки.
Раб не мог вести самостоятельно никаких дел, и в случае, если суду нужны были его показания, они давались под пыткой, так как раб, по воззрениям греков, не мог, подобно свободному человеку, давать присягу; доверять же просто показаниям раба не считалось возможным.
Для раба налагаемый судом штраф заменялся бичеванием, причем один удар плетью приравнивался к драхме. Если раб действовал с ведома господина, он подвергался пятидесяти ударам плетью, если без ведома — ста. Раб, замешанный в убийстве, подвергался смертной казни.Побои и истязания рабов были обычным явлением. По требованию господина раба заковывали в кандалы, заключали в низкие и узкие темницы, так что он не мог ни выпрямиться, ни лечь, ни сесть; рабов вытягивали на блоках различных форм, лишали пищи, отправляли на тяжелые работы (на мельницу или в рудники); у беглых рабов на лбу выжигали клейма.
В Афинах рабы находились в относительно лучшем положении, чем в других греческих государст-вах. Опасения того, что поставленные в невыноси-мые условия рабы легко могут восстать, привели к вмешательству государства во взаимоотношения ра-бов и рабовладельцев и запрещению самочинных расправ с рабами. Такое положение афинских рабов воз-мущало противников демократии. «Очень велика в Афинах распущенность рабов и метеков, и нельзя тут побить раба, и он перед тобой не посторонится», — жаловался автор псевдо-ксенофонтовой «Политии», выражая мнение наиболее реакционных афинских ра-бовладельцев.Можно также предполагать, что и в отношении к домашним рабам афиняне проявляли большую гуманность, чем рабовладельцы других городов. Например, в комедиях Аристофана нередко можно встретить в числе действующих лиц раба, поучающего своего хо-зяина.
Нельзя забывать, однако, что большинство наших сведений относится к рабам государственным, положение которых было значительно лучше, чем рабов других категорий.
Еще по теме Положение рабов в Греции:
- 23. Правовое положение рабов (servi). Пекулий
- ПОЛОЖЕНИЕ В ГРЕЦИИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
- Освобождение рабов на волю
- 3. Обострение социальных противоречий. Восстание рабов и бедняков. Египет под властью гиксосов
- § 26. Природа и население Греции
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ГРЕЦИИ В V в. до н. э.
- Македонское завоевание Греции.
- ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
- 5. Характеристика политико-правовых ученийДревней Греции
- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГРЕЦИИ в VII—VI вв. до н. э.
- СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ГРЕЦИИ В НАЧАЛЕ IV в.
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ГРЕЦИИ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
- § 43. Города Греции подчиняются Македонии
- ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ