<<
>>

ОБРЯДОВАЯ СТОРОНА ГРЕЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ

Греческий храм имел значение жилища богов и служил также местом хранения статуй божества, храмовой утвари и посвященных богу драгоценностей. Греческий храм обыкновенно состоял из: 1) при-твора, или предхрамья, 2) главной части храма, в ко-торой стоял идол и которая считалась преимущественно местопребыванием бога, и, иногда, 3) заднего притвора, служившего для хранения денежных сумм и сокровищ; некоторые храмы имели кроме того еще и «адитон», который могли посещать в определенное время только жрецы.
Почти все греческие храмы строились так, чтобы вход и, следовательно, изобра-жение, которое ставилось прямо против входа на пьедестале, в глубине средней залы, были обращены к востоку. Изображениями богов служили в древнейшие времена необделанные камни и куски дерева. Впоследствии, с развитием искусства и техники, главным материалом для статуй сделались мрамор и бронза; вместе с тем эти изображения принимают все более и более антропоморфный характер.

Алтарь устраивался первоначально из дров, которые сжигались вместе с жертвой, но затем эти жертвенники стали изготовляться из камня и из дра-гоценного материала и превратились в произведения архитектуры и пластики.

Для культа героев, хтонических (подземных) божеств и мертвых служили особые алтари: они были ниже обыкновенных, ставились не на возвышении, как те, а прямо на земле и в средине имели отверстие, через которое стекали на почву кровь убиваемых жертвенных животных и жертвенные дары, состоящие из жидких тел.

Ближайшие окре-стности храма (нечто вроде заповедно-го участка) не могли застраиваться и вообще быть используемы для челове-ческих надобностей. Кроме этих запо-ведных мест были и такие священные земли, которыми могли пользоваться жрецы для своих нужд.

В Греции жрецы никогда не составляли какого-либо особого замкнутого сословия, или касты.

Они были обык-новенными гражданами своего госу-дарства, как бы высшими чиновни-ками, ведавшими культом. Сферой действия жреца было исполнение бо-гослужебных актов (функции литурги-ческие) и заведывание храмом со всеми его принадлежностями и угодьями (функции административные).

Сосна над алтарем Зевса в Пергаме

Жрец должен быть полноправным гражданином данной общины и свободен от всяких физических и моральных недостатков; чаще всего он избирался по жребию, реже — путем народного голосования. Иногда жреческий сан покупался за деньги, а в некоторых фамилиях жречество было наследственным. Доходы жрецов состояли из оп-ределенных частей жертвенных живот-ных, иногда продуктов храмового

имения; они получали также и денежное вознаграж-дение за свои «труды» при жертвоприношении. Их помощниками были пономари, храмовые стражи, казначеи церковных сумм, хранители священных вкладов и др. Для низших обязанностей употреблялись храмовые рабы.

Волю божества, проявлявшуюся в тех или других знамениях, истолковывали прорицатели.

Все способы угадывания божественной воли вы-ражались общим термином «мантика». Можно раз-личать два вида мантики: 1) мантика по случайным знамениям и 2) искусственная мантика.

К случайным предзнаменованиям относились небесные и атмосферные явления, как гром, молния, солнечные и лунные затмения, кометы, случайные встречи в дороге, сновиденья, разгадываемые особы-ми специалистами; гадали также и по полету птиц, причем особенно «вещими» считались большие хищные птицы; этот вид гаданий был в Греции в большом распространении. Узнать волю божества возможно было и через предварительную мольбу о ниспосла-нии знамения. К этой категории гаданий относятся наблюдение знамений при жертвоприношении, гадание по внутренностям жертвенных животных («гие- роскопия»), в особенности по печени. Перед важными военными предприятиями совершали заклание животного специально для целей этой гиероскопии.

В определенных местах Греции, так называемых оракулах, божество сообщало верующим предсказа-ния.

Знамения бог посылал в шелесте листьев, журчании священного источника (Додона — святилище Зевса). Особенной известностью пользовались про- рицалища, посвященные Аполлону, который приводил служителей прорицалищ в экстатическое состо-яние, когда они произносили несвязные речи, считав-шиеся ответом бога на предложенный ему вопрос. Знаменитейшим из оракулов этой категории был дель-фийский. Здесь предсказания давались таким обра-зом. В глубине храма, над отверстием трещины, стоял треножник, на который садилась пророчица, называвшаяся пифией; сначала это была молодая не-порочная девушка, впоследствии — женщина не моложе 50 лет. Поднимавшийся из трещины удушливый газ приводил пифию в экзальтацию, и она произно-сила таинственные слова, записывавшиеся стоящими подле жрецами. Значение дельфийского оракула было чрезвычайно велико. Окруженный всеобщим благоговением, он был не только религиозной силой, но и политической, поддерживавшей аристокра-тическую партию.

Ритуальный топор с древнегреческой надписью. VI в. до н. э.

Существовали еще оракулы сновидений, например святилище Асклепия, где больные проводили ночь и во сне получали предсказания о ходе своей болезни. В особенности интересен оракул Трофония при городе Лебадии, в Беотии, отличавшийся внеш-ней таинственностью процесса гадания: пещера, мрак, ужасные видения и т. д.

Наконец под термином, «уЕкроц^тга» (некро-мантия — вещание мертвых) разумелись такие ора-кулы, в коих молитвами и жертвоприношениями вызывались души умерших, для того чтобы они открыли живым будущее.

Жертва была существенной частью всякого культа. Первоначально жертвоприношение было торгом

с богами, кормлением их за полученную или ожидаемую услугу по известной формуле: ёо и! ёе§ (я даю, чтобы ты дал). Затем жертвоприношение становится вообще путем к приобретению благорасположения божества, основой мистического общения с ним. В греческом богослужении мы находим несколько видов жертв. При бескровных жертвах наиболее рас-пространенным объектом являлись пироги и печенья, специально богам приносились начатки плодов и жатвы.

Воскурение благовоний встречается частью в соединении с другими видами жертвоприношения, частью отдельно. Возлияния совершались вином, но для некоторых богов они делались из смеси меда, воды и молока; тени покойников и вообще хтоничес- кие божества не терпели вина.

Жертвоприношение. Живопись по дереву, из Питсы близ Сикиона. Ок. 540—530 гг. до н. э.

Кровавые жертвы, первоначально переживание каннибализма, впоследствии получают значение ис-купительных жертв. В древнейших культах и мифах уцелели многочисленные следы человеческих жерт-воприношений, замененных впоследствии животными и другими объектами. Кровавые жертвы можно разделить на а) употреблявшиеся в пищу, т. е. служившие священной трапезой, и б) жертвы, не упо-треблявшиеся в пищу людьми, но целиком восходив-шие к божеству. К первой группе относятся повсед-невная жертва богу, в которой сжигалась часть, обыкновенно невкусная, съедаемого животного, и праздничные благодарственные и просительные жертвоприношения. Ко второй группе относятся жертвы хтоническим (подземным) божествам (в за-висимости от свойств и функций различных богов стоял выбор жертвенного животного) и очиститель-ные, искупительные жертвы. Представление об очи-стительном характере такой жертвы, такого добро-вольного лишения, смывающего вину с преступни-ка, произошло из древнего обычая казнить преступника — обычая, измененного впоследствии в том смысле, что на жертвенное животное перено-сились грехи и преступления жертвующего (ср. «ко-зел отпущения» библии). Жертва приносилась в такое время и в таком месте, чтобы данное божество в состоянии было принять ее; морским и речным бо-гам бросали жертву в воду, в волны, где божество обитает. С очистительными жертвами родственны и клятвенные. Хтоническим божествам и покойникам жертвы закапывались в землю. Важную роль при выборе жертвенного животного кроме породы играли еще цвет, пол и возраст.

В Древней Греции было несколько видов праздников. Панафинеи справлялись в июле — это был все-народный праздник Афин в честь богини-покровительницы города — Афины. Устраивался факельный бег, победителем признавался тот, кто первый достигал цели, не погасив факела; устраивались также конные, музыкальные и гимнастические состязания. Важнейшая часть праздника — торжественная процессия к акрополю, в котором Афине приносился сотканный новый роскошный плащ; он развешивался в виде паруса на небольшом изображении корабля, которое провозилось по главным улицам города. Отсюда впо-следствии, через римское влияние, произошел карнавал Западной Европы.

Праздник Пианопсий имел место в октябре. Главная часть обряда — водружение эйресионы, т. е. мас-личной ветки, обвитой шерстью и обвешанной плодами и другими предметами. Этот обряд напоминает нам майское деревцо на Западе, завивание березки в дореволюционной России и в принципе сходен с рож-дественской елкой, заимствованной из Германии. В этот же день варили бобовую кашу, которую подносили Аполлону.

Праздник Фесмофорий был специально женским праздником в честь Деметры (приблизительно в кон-це октября): ни мужчины, ни девушки к нему не до-пускались. Память о похищении Персефоны и скорби Деметры ознаменовывалась постом и печалью женщин, после чего наступал день веселья, игр, танцев, угощенья и т. д.

Праздник Дионисий был трех видов: дионисии сельские, ленэйские и городские; первый — чисто на-родный праздник в декабре—январе, со всевозмож-ными деревенскими увеселеньями, как-то: игрою в мех (балансирование на одной ноге на надутом козьем мехе), качелями и т. д. Ленэйские дионисии праздно-вались в январе и были сходны с сельскими диониси-ями. Великие, или городские, дионисии приходились на март и отличались особой пышностью. Праздники в честь Диониса имеют особое значение в истории мировой литературы, так как из них выросли трагедия, комедия и сатирическая драма.

Праздник Анфестерий был также посвящен Дионису и приходился на февраль. Народ праздновал весеннее пробуждение природы и окончание брожения вина. Но вместе с тем это был праздник поминове-ния усопших. Оставшиеся в живых угощали души умерших родственников, а к вечеру их прогоняли обратно со словами: «Ступайте вон, Анфестерии кон-чились».

Фаргелии праздновались в мае и были посвящены Аполлону. Этот праздник отличался одним жес-токим обрядом, являвшимся мрачным пережитком первобытной религии: для отвращения гнева боже-ства ежегодно приносились в жертву два человека. Впоследствии греки смягчили этот обычай — сначала приносились в жертву преступники, осужденные на смерть, позднее этот обряд стали совершать только для вида: людей сбрасывали с высокой скалы в море, но тут же подхватывали внизу, и они были лишь изгоняемы из страны; наконец их стали заменять куклой, которая торжественно сжигалась на костре.

Афина из Пирея. Бронза. Середина IV в. до н. э.

Праздник Буфоний имел место в июне в честь Зевса. Основной частью праздника была церемония принесения рабочего быка в жертву Зевсу: жрец, на-неся удар, бегал, его преследовали; участники жерт-воприношения подвергались суду за убийство, но так как жрец бежал, то виновным признавался топор, ко-торый и выбрасывался в море.

Большой популярностью в Древней Греции поль-зовалось празднование «панегирий», т. е. собраний всех греков, к какому бы полису они не принадлежали, в общегреческих святынях Олимпии (в Элиде) и Дельфах (на территории Фокиды), которые сопро-вождались играми и состязаниями, носившими также общегреческий характер.

Самыми знаменитыми общегреческими играми были Олимпийские, справлявшиеся в честь Зевса Олимпийского в Олимпии.

Первоначально эти игры, по-видимому, были иг-рами ахейцев. По преданию, здесь находилась могила родоначальника микенской династии Пелопидов — Пелопса, в честь которого будто бы впервые здесь были устроены погребальные игры

После завоевания Пелопоннеса дорийцами Олимпия стала святилищем дорийцев. Легенда гласит, что владычество Пелопидов на полуострове уничтожили молнии Зевса. Основателем олимпийского святили-ща предание называет Геракла, легендарного вождя дорийских племен. Таким образом, Олимпийские игры были первоначально играми только дорийцев Пелопоннеса. Постепенно и другие города начинают принимать участие в этих играх: в VIII в. до н. э. они становятся общегреческими, а с середины VII и общеэллинскими, т. е. в них принимают участие и жители многочисленных греческих колоний, распо-ложенных за пределами собственно Греции.

Согласно традиции, первые олимпийские игры имели место в 776 г. до н. э , и так как они проводи-лись каждые четыре года, то позже греки стали вести общий календарный счет по олимпиадам, начиная с первой олимпиады.

Благодаря раскопкам, производившимся в Олимпии в 1890— 1897 гг. и в 1936—1941 гг., мы теперь можем хорошо представить себе и расположение свя-щенного округа Олимпии, и места состязаний. Греческий географ Павсаний (I—II вв. н. э.) во время своего путешествия по Греции был в Олимпии и оставил нам подробное описание всего, что он там видел.

Священный округ Олимпии, в котором помещался храм Зевса Олимпийского со знаменитой статуей сидящего Зевса, храм супруги Зевса, матери олим-пийских богов Геры, алтари других богов и героев, а также сокровищницы государств, назывался Альти- сом. Этот округ был обнесен оградой, которую с восточной и южной стороны окаймляли портики с ко

лоннадой, с северной — на возвышенной террасе стояли постройки сокровищниц городов, в которых помещались посвятительные дары городов Зевсу Олимпийскому. Здесь же открывался на восток проход к стадиону. Стадион был расположен у южного подножья холма Крона, поскольку этот склон холма представлял удобное место для размещения зрителей, а равнина у подножия холма — удобное и достаточно просторное место для состязаний. При вы-равнивании мест для зрителей на склоне Кронова холма излишки земли были отброшены на южный край стадиона. Таким образом, на севере и юге ста-диона были созданы места для зрителей, тянувшиеся вдоль стадиона. Для зрителей здесь были сооружены деревянные скамьи. Однако найдено и одно камен-ное именное сиденье Горга лакедемонянина, пред-ставляющее отесанный каменный блок со слегка при-поднятыми с двух сторон краями. В VI в. до н. э. над сидениями зрителей по верхней кромке стены были выставлены ряды из полного вооружения отдельных воинов (паноплия) — щит, панцирь и кнемиды (поножи), которые, по-видимому, помещались на пал-ках. Это были трофеи частых в то время войн, о боль-шинстве которых до нас не дошло никаких сведений. Победившее государство доставляло вооружение одного воина в Олимпию в качестве посвятительного дара. По надписям мы можем судить, что такие дары приносились сюда афинянами, аргивянами, греками сицилийских и южноиталийских городов и др. На щитах различаются надписи: «Аргивяне от (победы над) Коринфянами», «Занклейцы от Регинян» и др. Шлемы дошли до нас в удивительной сохранности, щиты и панцири украшены иногда замечательной резьбой или выпуклыми изображениями различных мифо-логических сцен.

К западу от Альтиса находилась палестра для гим-настических упражнений, рядом с которой в более древнее время были ванны и колодцы с водой, а позже, во времена Римской империи, здесь были построены специальные ванные помещения.

Котел-треножник из Олимпии. Бронза. VIII в. до н. э.

Голова атлета. Мраморная римская копия с бронзового оригинала 2-й половины IV в. до н. э.

Участвовать в состязаниях разрешалось лишь гражданам-мужчинам, которые должны были отли-чаться высокими моральными качествами, так как игры посвящались Зевсу Олимпийскому. Устройство состязаний и распределение наград было обязаннос-тью специальных «эллинских судей» (элленодиков),

число которых постепенно возрастало (от двух до десяти). В их подчинении находились палочники для восстановления порядка, если он нарушался. О желании участвовать в состязаниях сообщали заблагов-ременно; многие из состязавшихся приезжали задолго до начала состязаний, чтобы тренироваться в из-бранном виде соревнований. Но обязательно все состязающиеся должны были прибыть в Олимпию за месяц, когда под руководством олимпийских учителей началась необходимая предварительная тренировка.

На время состязаний, продолжавшихся пять дней (конец июня — начало июля) для всех воюющих государств объявлялось священное перемирие.

По мере роста популярности Олимпийских игр среди греков программа игр все более расширялась: от первых состязаний, носивших еще военный характер (бег воинов в полном вооружении) до целого ком-плекса состязаний: метание диска, прыжки, кулачные бои, состязания в беге на колеснице, бег со щитом (вместо полного вооружения), борьба и состязания мальчиков.

В первый день праздников совершалось торжест-венное жертвоприношение Зевсу на алтаре, поме-щавшемся вблизи храма Зевса. Состязания открыва-лись на второй день. Элленодики в пурпурных одеждах с лавровыми венками на головах, в сопро-вождении глашатаев и состязающихся тайным ходом выходили на стадион. Звучали трубы. Глашатай объявлял начало состязаний и призывал всех участников игр показать свою силу и ловкость. После краткой речи элленодика атлеты по одному проходили по всему стадиону, причем глашатай громко объявлял имя и полис атлета и спрашивал у зрителей, нет ли воз-ражений у кого-нибудь из присутствующих против участия данного человека в состязании . Затем по жребию определялись группы состязающихся и оче-редь на выступление. Состязания происходили под аккомпанемент флейты.

Состязания в беге производились группами по 4 человека, затем состязались группы победителей. Также происходили и другие гимнастические. состя-зания. С 680 г. до н. э. были установлены конные состязания; сначала был только бег колесниц, запря-женных четверкой лошадей. Нужно было 12 раз обогнуть ипподром; с 408 г. до н. э. происходили состязания колесниц, запряженных парой лошадей. В этих состязаниях могли участвовать только богачи — цари, тираны, богатая рабовладельческая знать, у которых были средства на приобретение лошадей и оплату возничих. Победившим считался собствен-ник колесницы.

Борющиеся юноши. Рельеф базы статуи из Афин. Мрамор. Ок. 510 г. до н. э.

По окончании состязаний победителю вручали пальмовую ветвь. Наградой победителям каждого рода игр были венки из ветвей дикой маслины. Эти ветви должен был срезать золотым ножом знатный мальчик, у которого были живы и отец, и мать. Вен-ки, украшенные белыми повязками, сначала лежали на медном треножнике, а в последний день состязаний перекладывались на красивый стол у храма Зев-са. В день раздачи наград глашатай объявлял имя и родину победителей. После получения наград побе-

Бегун. Статуэтка из Олимпии. Бронза. Первая четверть V в. до н. э.

Атлет с поднятой рукой. Статуэтка с афинского Акрополя. Бронза. Начало V в. до н. э.

Гигант, бросающий камень. Статуэтка с афинского Акрополя. Бронза. Начало V в. до н. э.

Скачки. Деталь росписи килика, из Тарквинии. Середина VI в. до н. э.

Судьи состязания и победный приз (с коринфского кратера VI в. до н. э.)

Атлет. Статуэтка с афинского Акрополя. Бронза. Начало V в. до н. э.

дители приносили совместно благодарственное жерт-воприношение Зевсу, сопровождавшееся победными песнями и гимнами. Город Элида, заведовавший уст-ройством игр, устраивал пир победителям.

Каждый победитель, называвшийся олимпиоником («нике» по греч. «победа»), торжественно возвра-

Голова кулачного бойца из Олимпии. Бронза. Ок. 330—325 гг. до н. э.

щался на родину. Въезд в город обычно совершался на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Победитель одевал пурпурную одежду, и его сопровож-дали родственники, друзья и сограждане. Навстречу ему выходило все население города. Затем олимпио- ник в сопровождении граждан направлялся к главно-му храму полиса и возлагал на алтарь свой венок. В честь победы полис устраивал торжественный пир для всей общины, на котором хором исполнялись гимны в честь олимпионика, его рода и его полиса. Крупные греческие поэты Пиндар, Симонид, Вакхилид составляли гимны в честь победителей (вероятнее всего — по заказу самих победителей и их родных).

Победителю город иногда давал денежный дар (при Солоне — 500 драхм), а кроме того, почетное кресло в театре Диониса и пожизненное питание в помещении для пританов — пританее — за счет по-

Состязание колесниц. Рельеф из Кизика. Мрамор. 550—525 гг. до н. э.

лиса. Если одно и то же лицо одерживало победу в течение трех олимпиад, ему давалось право поставить в Олимпии статую, имеющую портретное сходство с олимпиоником.

Однако эти состязания были доступны только лю-дям состоятельным, а конные ристалища только очень богатым. Для того чтобы подготовиться к состязанию, нужно было в течение нескольких лет специально тре-нироваться, а для этого требовалось свободное время. Трудовая беднота не могла присутствовать на играх даже в качестве зрителей, так как для этого нужно было не только иметь свободное время, но и лишние деньги: питание, гостиницы, жертвоприношения — все это было связано со значительными расходами.

Стечение народа на Олимпийские игры было тем не менее значительным. Этим пользовались купцы, приезжавшие сюда с товарами, и ремесленники, при-возившие свои изделия. Еще до начала Олимпийских игр здесь открывалась ярмарка, которая привлекала купцов и многочисленных покупателей из разных районов Греции. Мелкие торговцы, раскидывавшие палатки с провиантом и другими товарами, фокусники, показывавшие свое искусство, разносчики заполняли всю свободную площадь вокруг священного округа Олимпии. Сюда же прибывали поэты, фи-лософы и писатели, так как именно здесь приобрета-лась слава, разносившаяся затем по всем греческим городам и колониям.

Таким образом, Олимпийские игры, зародившиеся еще в ахейский период, как состязания на могиле героя Пелопса, стали знаменовать силу дорийцев, а затем превратились в праздники, утверждавшие пре-восходство греков над негреками, превосходство, ко-торое в ту пору прежде всего должно было быть пре-восходством физическим.

Сама «священная роща» (таков точный перевод слова «Альтис») была знаменита замечательными постройками — храмом Зевса со статуей сидящего бога, работы Фидия, храмом Геры, длинными портиками с открытыми колоннадами, среди которых особенно был известен «портик Эхо», так как сказанные в нем слова повторялись эхом до пяти раз. Множество статуй и посвящений привлекали сюда туристов и художников, так что одновременно сам священный округ представлял школу для скульпторов, архитекторов и живописцев, в которой они могли наблюдать прекрасные работы величайших в то время мастеров.

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме ОБРЯДОВАЯ СТОРОНА ГРЕЧЕСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИИ:

  1. ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ ГОМЕРОВСКОЙ ЭПОХИ
  2. ДРЕВНЕИШИИ ПЕРИОД ИСТОРИИ ГРЕЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ
  3. Все государственные служащие равны независимо от отношения к религии.
  4. 72. Существенные условия договора: предмет, правоспособность сторон, волеизъявление сторон
  5. В мою сторону / в Вашу сторону
  6. Религия и конфликт: от К. Маркса - к современнымконфликтологическим теориям религии
  7. Внешний контроль качества. Требования к контролю качества со стороны федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности
  8. РЕЛИГИИ ВОСТОКА: РОЛЬ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАН СОВРЕМЕННОГО ВОСТОКА. ИСЛАМ
  9. 3. ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ
  10. РАБОВЛАДЕНИЕ В ГРЕЧЕСКОМ ПОЛИСЕ
  11. Великая греческая колонизация.
  12. Истоки греческой историографии
  13. ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ VIII—VI вв. до н. э.
  14. ЭПИЛОГ ГРЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
  15. Два типа греческих государств
  16. ФИНИКИЙСКАЯ И ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ
  17. ГРЕЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
  18. Греческие вооруженные силы. Начало военных действий
  19. Союз Афин со Спартой. Конгресс греческих городов
  20. § 38. Афинский Акрополь. Греческая архитектура и скульптура