<<
>>

3. НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ХАПИРУ

В самом начале XIV в. до н. э. в горах между Финикией и Сирией возникло новое, весьма любопытное государство. Основ­ное его население составляли хапиру; а так как они не имели определенного единого племенного или территориального проис­хождения, то и название повое государство получило весьма не­определенное — Амурру; до конца XV в.
это по-аккадски озна­чало просто «запад, место обитания пастушеских племен» (ко­торые поэтому назывались «амореями», т. е. «западными»; их са­моназванием, видимо, было «сутин»). Хапиру уже и раньше, где могли, образовывали собственные самоуправляющиеся общи­ны; часть из них шла на военную службу к местным царям (преимущественно подальше от фараопского Египта), и все они были враждебны царской власти вообще и фараонской в осо­бенности.

Этими-то хапиру решил воспользоваться как орудием често­любивый создатель царства Амурру — Абди-Аширта. По донесе­нию, полученному фараоном Аменхетепом III, оп произнес перед своими сторонниками такую речь: «Соберитесь, и нападем на Библ.

И если там пе будет человека, который освободил бы его из рук врага, то выгоним градоначальников из их областей, и тогда все области присоединятся к хапиру; и пусть настанет „справедливость" для всех областей, и пусть будут в безопасно­сти (от порабощения) юноши и девушки навеки. А если фараон выйдет против нас, то все области будут ему враждебны — что же оп тогда сможет нам сделать?» Под термином «справедли­вость» в дровней Передней Азии, как уже было сказано, пони­малось прежде всего освобождение от долгов и возвращение за­ложников. а по возможности также и отнятых или скупленных земель. Итак, подданным всех мелких государств предлагалось перебить своих «градоначальников» (царьков) и стать вольными хапиру, долговая кабала должна была быть отменена, а военной силе противопоставлено единодушие восставших.
Неудивительно, что фараонское правительство издавна преследовало, ловило и отправляло хапиру на рабский, каторжный труд, например в ка­меноломни.

Абди-Аширта, а после него его сын Азиру в своих письмах 'фараону из осторожности прикидывались его верными слугами, но одновременно через своих агентов систематически призывали население убивать своих «градоначальников», что и происходило там и сям по всей Финикии и Палестине; кое-где дело доходило до выступлений отдельных вооруженных групп рабов.

Между тем в 60-х годах XIV в. до н. э. хеттский царь Суппи- лулиума I начал разгром союзника фараонов — царства Митан- ни. Амурру оказалось в позиции буфера между Хеттской и Еги­петской державами, однако царь его Абди-Аширта занял про- хеттскую позицию. С самого начала хеттского наступления на Сирию всем стало ясно, что хеттская власть легче египетской. Хеттский царь определял свои отношения с подчиненными пись­менными договорами, скрепленными страшной клятвой именами всех богов, которым поклонялись договаривающиеся стороны, и в общем соблюдал договоры. Дапь, которую взимали хетты, и воинские контингента, которых они требовали,— все это было гораздо менее тяжко, чем тот грабеж, который учиняли фар^рн- ские войска и чиновники. Поистине дорогой ценой обошлось Восточному Средиземноморью высокохудожественное, роскошное убранство фараопских дворцов и гробниц! Хетты пока еще не привыкли к подобной роскоши, и их держава представляла та­кой же конгломерат союзных, хотя и неравноправных, госу­дарств, как до нее держава Митанпи. Азиру, второй из царей Амурру, к тому времени крупнейшего государства Сирии, пла­тил хеттскому царю 2,5 кг золота в .од, цену около сотни ра­бов,— это много; но фараону он должен был бы заплатить гораз­до больше. Понятно, что почти все слои населения Восточного Средиземноморья, за вычетом фараонских приверженцев из зна­ти, предпочитали владычество хеттов.

Амепхетеи IV, занятый своей утопической религиозной ре­формой (о которой см. в следующей лекции), не хотел пли ие мог послать достаточно войск, чтобы удержать азиатские владе­ния Египта.

Но Суппилулиума I их попа не захватывал: нужно было покончить с Митанпи. Азиатская империя фараонов разва­ливалась под ударами Азиру и дамасского владетеля, тоже окру­жившего себя отрядами хапиру. В Финикии на сторону хапиру перешел царь Сидона — и пе с тех ли пор значение Сндона превзошло значение Библа на Средиземном море? Несмотря на бездействие фараонских властей, большинство царьков, слишком скомпрометировавших себя сотрудничеством с захват­чиками, сохраняли верность Египту, но земля горела у пнх под ногами.

По следам хапиру хеттские войска начали наступление на юг. Около середины XIV в. они продвинулись до Северной Палести­ны. О хапиру мы с тех пор более почти не слышим — очевидно, они слились с остальным ханаапейским населением; возможно, им удалось несколько улучшить свои условия существования или даже частично вернуться по домам; по, конечно, коренного из­менения общественного строя не могло произойти. Царство Амурру стало обычным небольшим сирийским государством и просуществовало, сохраняя выход к Средиземному морю, до кон­ца XII в. до н. э.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 3. НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ХАПИРУ:

  1. Народные движения в халифате Аббасидов.
  2. 7. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Народной Республикой Албанией, Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой. («Варшавский договор»)
  3. Народные движения в Османской империи в XVI — начале XVII в.
  4. § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  5. § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  6. 7. Изсправки Отдела народного образования СВАГ о контроле над немецким народным образованием в Советской зоне оккупации Германии по состоянию на 1 октября 1946 г.
  7. Движение Сопротивления. Партизанское движение в подполье и тылу врага.
  8. § 2. Общественные движения и их исследования в социологииПонятие социальных движений
  9. Тайпинское движение. Предпосылки зарождения движения тайпинов
  10. Народность
  11. Народные восстания.
  12. Народное собрание
  13. Самодержавие, православие, народность
  14. Народные предприятия
  15. Народный банк Китая
  16. 6.1. Народные приметы