Надписи на сосудах
На дорогих сосудах изготовлявшие и расписывавшие их гончары и художники часто ставили свои имена. Благодаря этим надписям удалось установить ме-стонахождение главных центров производства художественной керамики, а также получить пред-ставления о самих мастерах, их этническом про-исхождении и иногда социальном положении. Кроме того, нередко, рисуя многофигурную группу на сосуде, художник возле каждого изображенного им персонажа (в том числе лошадей и собак) писал кра-ской его имя, а иногда и произносимые этим персо-нажем слова.
Так, на одном сосуде гетера про-тягивает своей подруге чашу с вином и говорит: «Выпей и ты», на другом — над сидящими людьми пролетает ласточка и один восклицает: «Смотри, ласточка! Она! Клянусь Гераклом, уже весна!» Благодаря этим надписям стали ясны многие историчес-кие, мифологические и религиозные сцены, изо-браженные на греческих сосудах.В политической жизни Афин большую роль играл остракизм — голосование при помощи черепков. При этом на черепке (по-гречески черепок — остра- кон) выцарапывали имя лица, которого голосовавший считал опасным для государства. Многие из этих че-репков дошли до нашего времени. Нацарапанные над-писи показывают, сколь различно по составу было афинское народное собрание. Попадаются аккуратно выведенные слова, встречаются кривые и косые надписи с грамматическими ошибками и пропусками букв. Одни граждане писали только имя и отчество своего политического противника, другие указывали также, из какого дема Аттики он происходит. Редко писали только одно имя. Большинство нацарапанных на остраконах имен известно по данным античных историков. Это Кимон, сын Мильтиада, Фукидид, сын Милесия, Каллисфен, Фемистокл и Аристид и многие другие. Были найдены два черепка с именем Пе- рикла, на одном оно нацарапано, на другом — написано краской. По надписям на остраконах стали из-вестны также имена некоторых афинских политических деятелей, об изгнании которых историки умалчивали.
Большое значение для изучения экономической ис-тории Древней Греции, в особенности для выяснения вопросов производства и торговли, имеют клейма, от-тискивавшиеся на глиняной таре, а также на черепице. Клейма встречаются на амфорах — этой универсальной таре древности, в которой перевозили и хранили жидкости и сыпучие тела, в меньшем количестве — на пифосах и мелких сосудах. На амфорах V в. до н. э. встречаются клейма в виде одной-двух букв, оттиснутых на сырой глине до обжига. С середины IV в. до н. э. клеймение амфор распространяется все шире, достигая самого широкого охвата в эллинистическое время. Тог-да крупные производящие центры — Фасос, Родос и др.— выработали свои особые клейма.
Приведенный выше краткий очерк не претендует на полноту изложения, так как целью его было пока-зать читателю, сколь разнообразны письменные источники по истории Древней Греции помимо литера-турной традиции.
Данные письменных источников в значительной мере дополняются многочисленными вещественными памятниками, сохранившимися до наших дней от всех периодов истории Древней Греции. Отыскание вещественных памятников путем раскопок, их со-хранение, реставрация и изучение составляют предмет археологии. Изучение археологических памятников дает историкам многочисленные сведения по истории ремесел, искусства, торговых и политиче-ских связей, по истории быта и религии. Этих све-дений в письменных источниках по большей части мы не находим.
Археологические памятники
Еще по теме Надписи на сосудах:
- НАДПИСИ
- Сосуд знаний
- Закон сообщающихся сосудов судьбы
- У каждого свой дизайн сообщающихся сосудов
- Эпиграфические источники
- Раскопки на острове Фера
- Три основных вида проблем
- Источники по древней истории Аравии.
- Монументальные эпиграфические источники
- "Как заработать миллион?"
- Источники и историография Древнего Ирана.
- 3. Литература
- 4. Общество и государство в эпоху Инь
- 5. Историография
- Источники и изучение истории Трои, Фригийского и Лидийского царств.
- Индоссант
- 1. Первые земледельческие общины. Разложение первобытнообщинных
- 3. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ИНДСКОГО ОБЩЕСТВА
- §25. Микены и Троя
- Аллонж