§7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Вспомните, каких людей называют ремесленниками (см. § 5, п. 1). Чем они занимались?

службе у фараона и вельмож состояли многочисленные писцы. Могущество фараона обеспечивало большое, хоро­шо обученное войско.

На полях, на строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники, которые составляли боль­шинство египетского народа. Они должны были прокор­мить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов. Земледельцы платили налоги — отдавали в казну значительную часть урожая и приплода скота.

2. Труд земледельцев. Огромного труда требовало ороше­ние полей. На берегах Нила египтяне строили земляные насыпи, отделявшие одно поле от другого. Благодаря на­сыпям вся страна (если представить, что смотришь сверху) была похожа на шахматную доску. Во время разлива вода надолго застаивалась в квадратах, образованных насыпя­ми. Влага пропитывала землю, а плодородный ил оседал. Земля становилась готовой к пахоте. Для орошения полей,

Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу

Слава тебе, Нил, приходящий,

чтобы оживить Египет!

Орошающий землю,

владыка рыб и птиц, творец зерна

и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает

и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля

ликует и всё живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему

и богатства обретают по его воле.

* * *

Когда ты заходишь на западе — земля погружается во тьму, подобную смерти. Во мраке выходят из своих логовищ хищники и выползают ядовитые гады. Когда ты восходишь на востоке — вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают растения на полях. Птицы взлетают из гнёзд и поют тебе хвалу. Сияние твоё проникает в глубину вод, и на поверхности реки плещутся рыбы. Люди просыпаются и поднимают руки к тебе.

удалённых от Нила, копали каналы. При помощи шаду- фов (см. рисунок на с. 40) поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разливов.

Древние египетские мастера рисовали сценки, показы­вающие труд земледельцев (см. рис. ниже). На одном из таких изображений мы видим, как люди рыхлят землю плугом, бросают зёрна ячменя или пшеницы во влажную удобренную землю, серпами жнут колосья; на берегу не­жится крокодил. Другая настенная роспись посвящена сбору винограда и выжиманию сока. Перебродив, сок пре­вращается в вино.


Древнеегипетские настенные росписи.



3. В гостях у египтянина. Из выращен­ного зерна женщины приготовят муку, рас­тирая его между двумя камнями. Из муки замесят тесто и в горячей золе напекут ле­пёшек. Дерева в Египте мало, потому де­тей посылают собирать сухую траву, сучья и навоз, который сушат и тоже использу­ют как топливо для очага. На обед, кроме лепёшки, может быть одна-две луковицы, подсушенная на ветру и солнце рыба, а иногда сладкие плоды — финики, инжир, виноград. По праздникам египтяне едят мясо, пьют пиво и виноградное вино.

Дойка. Древне­египетская на­стенная роспись.

Дом земледель­ца. Рисунок на­шего времени.
Шадуф.
Рисунок нашего времени.

Дом простого египтянина — из трост­ника, обмазанного илом, вместо кры­ши — тростниковая циновка. Двери тут редко запирают — красть всё равно нечего. На земляном полу лежат также циновки, около очага стоит глиняная посуда. А вот и хозяева — одежды на них совсем немно­го: ведь очень жарко. Однако они любят всяческие украшения и амулеты — мел­кие предметы (просверлённые камешки, раковины, бусы, фигурки, например кар­лика Веса с безобразным лицом и кривыми

Строительство дома. Древнеегипетская роспись.


- ^




ногами), которые, по мнению египтян, за­щищают от злых духов и несчастий.

4. Ремёсла и обмен. Египетский худож­ник, живший четыре тысячи лет назад, изобразил строительство дома. Один че­ловек мотыгой выкапывает глину, второй кувшином черпает воду из пруда, третий месит глину; остальные делают кирпичи, носят их на коромысле, выкладывают сте­ну и следят, чтобы она стояла ровно.

В Египте были горшечники, ткачи, кожевники, столяры, кораблестроите­ли — всех мастеров трудно даже перечис­лить.

Сохранилось и такое изображение: сидит женщина, перед ней глиняные сосуды. Ря­дом стоит египтянин, протягивающий ей рыбу. Он предлагает меняться — это самый простой вид торговли. Денег тогда ещё не было, и если приходилось оценивать товар, то говорили: он стоит столько же, сколько корова, или сколько два мешка зерна, или сколько десять медных колец.

Писец. Древне­египетское изо­бражение.

Меновая торгов­ля. Древнеегипет­ское изображе­ние.

5. Писцы собирают налоги. Писцов так­же можно видеть на древнеегипетских изо­бражениях. На коленях они держат листки для записей. В правой руке у них тростин­ка для письма, а запасные тростинки — за ухом. Писцы очень нужны вельможам и

фараону. Они сосчитают и за­пишут всё, что им прикажут: сколько собрано зерна, каков размер полей, обрабатываемых земледельцами, и какой налог каждый из них ежегодно обя­зан отдать.

А земледельцы боятся пис­цов и жалуются на судьбу: са­ранча и гусеницы испортили Корабль на Ниле. Древнеегипет- посевы, на полях появились екая роспись. мыши. Но в положенное вре­

мя к берегу причаливает лодка. В ней сидят писец и не­сколько стражников с прутьями и палками — горе тому, у кого не хватит зерна для уплаты налога!

Объясните значение слов: вельможа, писец, налог, орошение, шадуф, роспись, амулет.

I Опишите: 1. Рисунок «Шадуф» (см. с. 40). Начните так: «Шадуф состо- ^ ит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качаюшейся на ней жерди. На одном конце жерди — камень, на другом — кожаное ведро...» 2. Настенную роспись «Выжимание сока» (см. с. 39). Начните так: «Земледельцы забрались в каменную бочку и, держась за верёвки, давят виноград ногами...»

Составьте рассказ от имени земледельца, как прошёл его день. Вклю­чите в рассказ описание одежды земледельца, его дома, обеда, работы на поле (например, пахоты).

<< | >>
Источник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с.. 2015

Еще по теме §7. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте:

  1. Глава II. Мир земледельцев
  2. 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В ЕГИПТЕ
  3. И. В. ВИНОГРАДОВ. Лекция 13. НОВОЕ ЦАРСТВО В ЕГИПТЕ
  4. И. А. Л АПИС. Лекция 14. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
  5. И. В. ВИНОГРАДОВ. Лекция б. РАННЕЕ И ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВА ЕГИПТА
  6. И. В. ВИНОГРАДОВ. Лекция 12. СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО В ЕГИПТЕ И НАШЕСТВИЕ ГИКСОСОВ
  7. При этом решается и другая проблема - многие женщины не знают, как угодить мужчине, как понять, чего он хочет.
  8. КАК МНОГО БРОКЕРОВ ХОРОШИХ, КАК МНОГО ЛАСКОВЫХ ИМЕН
  9. 10. КАК МНОГО БРОКЕРОВ ХОРОШИХ, КАК МНОГО ЛАСКОВЫХ ИМЕН
  10. Поздняя Империя:«логос» как «миф» и «миф» как «логос»
  11. Организм и физическое окружение как среды общества
  12. IV Суд присяжных. — Достоинства и недостатки суда присяжных как учреждения политического. — Достоинства и недостатки суда присяжных как учреждения судебного. — Суд присяжных с психологической и социальной точек зрения. — Отмена суда присяжных за общие преступления; самые необходимые реформы.
  13. «Как мы прилипли к желтым листочкам»
  14. КАК ПРАВИЛЬНО РАСПОРЯЖАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ?
  15. 1.Политика как общественноеявление: Концептуальные подходы.
  16. 15.1. КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
  17. 2 ЭКОНОМИКА КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА С ПРИРОДОЙ
  18. Классическая школа уголовного права, ведущая начало от Беккарна. — Пенитенциарная классическая школа, ведущая начало от Говарда. — Применение позитивного метода в уголовном праве. — Параллель с медициной и политической экономией. — Смягчению наказаний противополагается уменьшение преступлений, а абст-рактному изучению преступления как явления юриди-ческого противополагается позитивное изучение пре-ступления как естественного социального явления.
  19. Предыстория и социально-философские предпосылкисоциологии как науки
  20. КАК ИЗМЕРЯТЬ?