§ 23. Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия

Подумайте, почему в Индии буддизм получил широкое распространение.

1. Варны и касты. Индуизм определял устройство индийского общества, его деление на особые разряды — варны. Варна на санскрите означала «цвет». Потом этим словом стали называть те группы, на которые было раз­делено общество в Древней Индии.

Кастовая система



Возникновение варн индийцы свя­зывали со своими представлениями о происхождении первого человека Пуруши. Боги создали его тысячегла­зым и повелели ему быть «родителем всех родителей». От Пуруши про­изошли все люди. Из его рта вышли брахманы — жрецы. Они занимали самое высокое положение. Брахманы знали священное учение и служи­ли богам. Существовала поговорка: «Всё в мире повинуется богам, а бо­ги повинуются брахманам». Убийство брахмана считалось самым ужасным преступлением.

Из рук Пуруши произошли кшат­рии — воины, те, кто обладал вла­стью. К кшатриям относились раджи (цари, князья), знатные воины и чле­ны их семей.

Из бёдер Пуруши родились вай­шьи — земледельцы, а также те, кто делал другую уважаемую в обществе работу.

Из ступней Пуруши произошли шудры — слуги. Они обслуживали людей из более высоких варн.

Представители первых трёх варн назывались дважды рождёнными.

Когда мальчик из семьи одной из первых трёх варн достигал определённого возраста, над ним совершался обряд посвяще­ния. В ходе обряда на мальчика надевали священный шнур «упавита». Это означало, что ребёнок символически родился второй раз как член данной варны. Над шудрами такой обряд не совершался.

Представители каждой варны имели право носить одеж­ду определённого цвета: брахманы — белого, воины — красного, земледельцы — жёлтого, а шудры — чёрного.

Древнеиндийские детские игрушки

Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.

Варновое устройство общества казалось древним ин­дийцам вечным и неизменным. Ни один человек не мог перейти из одной варны в другую. Браки между членами разных варн запрещались. Нарушившие эти установле­ния карались смертью.

Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепен­но варны стали подразделяться на более мелкие разря­ды — касты. Так, например, из варны вайшьев выдели­лись касты ремесленников и торговцев. По отношению к членам каждой касты действовали такие же строгие ограничения, как и к представителям варн. Самой низкой кастой были парии.

2. Возникновение буддизма. Из варны кшатриев происходил один из величай­ших религиозных учителей человечества Будда. Он родился в 6 веке до н. э. в од­ном из индийских государств к югу от Гималаев. Царём этого государства был его отец. Принц Гаутама — так Будду на­звали при рождении — жил в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцо­выми стенами. Но однажды Гаутама по­кинул дворец и был поражён тем, как тяжело живут многие люди. Он встретил дряхлого старика и узнал, что существу­ет старость. Приблизившись к больному, принц постиг, что людей терзают болез­ни. Увидев похоронную процессию, Гау­тама понял, что все люди смертны.

Принц покинул дворец и стал ски­тальцем-отшельником. И открылись ему четыре благородные истины: все в мире страдают; причина страдания — желания чело­века, его стремление к приятному;

может быть достигнуто состояние, свободное от страданий, — нирвана;

Скульптурный портрет Будды
Колонна царя Ашоки.
Верхняя часть

существуют пути достижения нирва­ны — мудрость, правильное поведение, отказ от насилия в любой форме, совер­шенствование души.

Когда Гаутаме открылись эти истины, он был назван Буддой, что означает «просветлённый». Будда не одо­брял разделение людей на варны.

У Будды появились последователи. Они создали об­щину буддистов. Будда проповедовал равенство всех лю­дей, милосердие, сострадание. Он утверждал, что любой человек, следуя по правильному пути, может достичь просветлённого состояния.

Учение Будды распространилось по всей Индии, но не вытеснило индуизма. Спустя века ему стали следовать во многих других странах. Сегодня буддизм является од­ной из трёх мировых религий.

3. Государство Маурьев. В последней трети 4 века до н. э. разрозненные индийские княжества объединились в единое государство Маурьев. Во главе его встал царь Чандрагупта из династии Маурьев.

Чудесная история произошла с внуком Чандрагупты ца­рём Ашокой. Его государство занимало огромную террито­рию. В молодости царь вёл постоянные войны, его считали жестоким воином и суровым правителем. Но вот Ашока узнал об учении Будды. Его стали мучить воспоминания о собственной жестокости. В раскаянии он приказал начер­тать надпись: «И сколько бы людей... ни было бы убито, или умерло, или уведено из дома, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь мысль Угод­ного богам» — так стали называть Ашоку. Учение Будды смягчило душу и сердце сурового правителя.

Из «Махабхараты»



Земледелие и торговля, Разведенье скота — вайшьи дело. Всё, что связано с услуженьем, То природе шудр подобает. Достигает успеха быстро Человек, своей кармой

довольный;

Как удача к нему приходит В его действиях, слушай об этом.

Человек успех обретает, Своим делом того почитая, Кем всё это пронизано, От кого существа происходят. Даже полный успех в пути

чуждом

Бесполезен — на свой

устремляйся!

Естества исполняя законы, Человек себя не пятнает.



Выделите три поучения, значимые для людей разных варн.



1. Охарактеризуйте группы населения и их роль в индийском

обществе. 2. Как, согласно воззрениям древних индийцев, по­явились индийские варны? 3. Что такое касты? Как они образо­вались? 4. В чём главный смысл учения Будды? 5. Как вы дума­ете, почему учение Будды распространилось не только в Индии, но и в других странах?

1. Предположите, в чём причина долговечности кастового де­ления индийского общества, сохранившегося до наших дней.

2. Подумайте, почему не все индийцы восприняли учение Будды.

3. Сравните образ жизни египтян, индийцев, жителей Месопо­тамии.

Мы запомнили, что:

• в Древней Индии арии сыграли важную роль в раз­витии цивилизации;

был распространён санскрит — древнейшая сохранив­шаяся до наших дней форма некогда единого языка индоевропейцев;

• были созданы древнейшие религиозные книги — Ве­ды;

• города отличались продуманной планировкой;

• возник буддизм — одна из мировых религий;

<< | >>
Источник: Уколова В.И.. История. Древний мир. 5 класс. (Сферы) М.: — 160 с.. 2014

Еще по теме § 23. Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия:

  1. 3. Политико-правовые учения в Древней Индии
  2. 6 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  3. 5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  4. Взаимодействие религии как символической системы с обществом
  5. Как это было
  6. Социальная структура обществ Древнего мира.
  7. 6. МИРОПОНИМАНИЕ НА ГРАНИ ПЕРВОБЫТНОГО И ДРЕВНЕГО ОБЩЕСТВ
  8. Религия в процессе модернизации европейского общества.
  9. Раздел 2ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА
  10. 3. КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ИНДСКОГО ОБЩЕСТВА
  11. Глава VI. Религия и общество
  12. 3. НОВАЯ ТЕХНИКА / НОВАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕСА
  13. Закономерности формирования религии как социального института
  14. Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009
  15. ГЛАВА I.СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ КАК НАУЧНАЯДИСЦИПЛИНА
  16. Магия и религия как способы рационализации человеческой деятельности.
  17. Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.Государство и гражданское общество.
  18. Глава III. Религия как символическая система