<<
>>

1. ИСТОЧНИКИ ОБ ЭТРУСКАХ И ВОПРОС О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТОГО НАРОДА

В Средней и Северной Италии в I тысячелетии до н.э. жил парод, называвший себя расенами. Греки именовали его тирре- нами или тирсеиами, а римляне — тусками или этрусками, по­следнее название и вошло в науку.
Основная область обитания этрусков, расположенная на северо-западе Средней Италии, была известна у римлян как Этрурия. В средние века ее стали назы­вать Тосканой, это имя носит она доныне. Плодородные почвы, множество рек, самая крупная из которых — Арно, залежи мед­ной и железной руды, строевой лес, выход к морю — все это делало Этрурию одной нз наиболее удобных для жизни людей областей Италии в эпоху поздней бронзы и раннего железа.

От этрусков сохранилось много исторических памятников: остатки городов, некрополи, оружие, домашняя утварь, фрески, статуи, более 10 тысяч надписей, датируемых VII—I вв. до н.э., несколько отрывков из этрусской полотняной книги, следы эт­русского влияния в римской культуре, упоминания об этрусках в сочинениях античных авторов.

До настоящего времени археологическому обследованию под­вергались главным образом этрусские могильники, богатые по­гребальной утварью.

Остатки же большинства городов остаются не изученными из-за густой современной застройки.

Этруски пользовались алфавитом, близким к греческому, од­нако направление этрусского письма было обычно левосторон­ним, в отличие от греческого и латинского; изредка этруски практиковали смену направления письма с каждой строкой.

Несмотря на применение знакомого алфавита, этрусский язык остается непонятным. Сопоставление почти со всеми из­вестными древними и современными языками не выявило его близких родственников. По мнению одних, этрусский язык был родствен индоевропейским (хетто-лувийским) языкам Малой Азии; другие полагают, что он вообще не состоял в родстве с ин­доевропейской языковой семьей.

Попытки раскрытия тайны этрусского языка путем изучения его самого «изнутри» с учетом назначения предметов, на кото­рых сделаны надписи, не привели к существенному прогрессу в деле его изучения из-за ограниченной лексики известных этрус­ских текстов, большую часть которых составляют краткие эпита­фии с однообразным словарным составом.

Единственное исключение составляет этрусская религиозная книга, отрывки из которой сохранились па бинтах Загреб- ской мумии, найденной в середине XIX в. в Египте и хранящей­ся в музее югославского города Загреба. Первоначально книга имела форму свитка, позже была разрезана па полосы и исполь­зована для обертывания мумии женщины во II или I в. до н. э. Текст расположен столбцами на нескольких полосах длиной от 30 см до 3 м. Загребская льняная книга, или Книга Мумии, сыграла большую роль в истолковании этрусского языка благо­даря позднему характеру языка этого текста, однотипности пись­ма с систематическим словоразделом, частому повторению слов и застывших выражений. Как выяснилось, текст содержит пере­чень предписаний о проведении церемоний — жертвоприношений и пр.— в соответствии с религиозным календарем.

Ученые давно мечтали о находке двуязычной надписи, где этрусский текст повторялся бы на каком-нибудь знакомом языке, и эта мечта частично сбылась, когда в 1964 г. при раскопках этрусского святилища в Пиргах, близ Рима, были обнаружены три небольшие золотые пластинки с надписями: две — с этрус­скими текстами, а третья — с надписью на известном финикий­ском (пуническом) языке, употреблявшемся в Карфагене. Со­держание финикийского текста оказалось близким к этрусскому тексту на одной из пластинок. При этом семитский финикийский текст послужил опорой для понимания соответствующего этрус­ского текста. В обеих надписях сообщается о посвящении како­го-то дара, может быть храма, богине, именуемой в финикий­ском тексте Астартой, а в этрусском — Уни-Астартой. Исследо­ватели пришли к выводу, что сопоставление найденных надпи­сей, хотя и способствует постепенному прогрессу в изучении этрусского языка, не может послужить ключом к его пониманию в целом, во-первых, вследствие их краткости и, во-вторых, вслед­ствие значительного синтаксического расхождения финикийского и этрусского текстов.

По определению итальянского ученого М. Паллоттино, финикийский и этрусский варианты посвяти­

тельной надписи не являются билингвой в точном смысле этого слова, т. е. одним и тем же текстом на двух языках, а пред­ставляют собой два независимых друг от друга текста, напи­санных по одному и тому же поводу.

Сейчас ученые стремятся комплексно использовать все воз­можные способы дешифровки. В результате достигнуто пони­мание около 500 отдельных этрусских слов и некоторых грамма­тических форм, но в целом язык этрусков как система остается неизвестным. Особенно драгоценными в качестве материала для дешифровки явились бы большие этрусско-греческие и этрус- ско-латипские билингвы. Наличие первых возможно в этрусских городах еще периода их независимости в связи с проживанием в них греческого населения; существование вторых не исключено в этрусских городах в первый период после их завоевания Римом. По предположению этрускологов, еще не раскопанные руины городов могут скрывать наиболее интересные тексты историче­ского характера.

Античная традиция вслед за Геродотом (У в. до н. э.) почти единогласно называла этрусков выходцами из Малой Азии, из области Лидии. Однако уже в древности были и другие мнения. Современник Геродота Гелланик Лесбосский считал их ответ­влением догреческого населения Эгеиды, пеласгов. Дионисий Га- ликарнасский (конец I в. до н. э.) рассматривал этрусков как коренных жителей Италии.

В 1885 г. на о-ве Лемнос, расположенном в Эгейском море у западного побережья Малой Азии, была найдена могильная стела с рельефным изображением воина, вооруженного копьем и щитом. На стеле оказались надписи, выполненные греческим письмом VI в. до н. э. на языке, сходном с этрусским. Содержа­ние надписей до сих пор истолковано лишь приблизительно. Позже были найдены обломки сосудов с отрывками других над­писей на том же языке. Считают, что эти памятники оставлены родственной этрускам народностью, возможно тирренами или пеласгами, которые, по сообщениям античных писателей, осо­бенно долго удерживались на островах Лемнос и Имброс.

Споры о происхождении этрусков не прекращаются доныне. Однако теперь исследователи все чаще отказываются от одно­сторонних теорий, склоняясь к предположению о формировании этрусской народности в Италии в результате взаимодействия как местных, так и пришлых этнических групп. При этом пе исключается, что пришельцами могли быть выходцы с Востока, появившиеся в Италии на рубеже II и I тысячелетий до н. э. Во всяком случае, в формировании этрусской народности на италийской почве, несомненно, участвовало и местное население Италии.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 1. ИСТОЧНИКИ ОБ ЭТРУСКАХ И ВОПРОС О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЭТОГО НАРОДА:

  1. Народ, этого просто нельзя сделать
  2. У этого вопроса есть и обратная сторона: вы и сами ему ничего не должны.
  3. 3. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЭТРУСКОВ
  4. 17.3.2. Подтверждение страны происхождения товаров. Декларация и сертификат о происхождении товара
  5. 17.3. Страна происхождения товаров. Подтверждение страны происхождения товаров 17.3.1. Определение страны происхождения товаров
  6. Вопрос 3. Источники трудового права
  7. Вопрос 9 Источники формирования оборотных средств
  8. Вопрос 3 Источники финансирования инвестиций в основные фонды
  9. Вопрос 10 Прирост (уменьшение) оборотных средств, источники его покрытия
  10. Игра «Я этого не говорил!»
  11. Мораль всего этого
  12. ЭТОГО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ