§11. Искусство Древнего Египта

1. Первое из чудес света. На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. Их охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека. Самая высокая — пирамида фараона Хе­опса — была построена около 2600 года до н. э. Её высо­та почти 150 метров. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти её кругом, нужно прошагать целый километр.

Семь самых знаменитых сооружений в старину назы­вали чудесами света, и первое из них — египетские пи­рамиды. Многие путешественники стремились повидать

их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда ещё не было даже желез­ных орудий труда.

На строительстве пирамид постоянно трудилось множество каменотёсов и других ремесленников. Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжё­лые камни. Древнегреческий историк Геро­дот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменя­ясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и де­сятилетия. Народ изнемогал от непосиль­ного труда и тех лишений, на которые обрекали его фараоны.

2. Храмы — жилища богов. Знамениты и другие сооружения — храмы. Подойдём к одному из них.

Комната с гробом Хеопса отмечена стрелкой.

Древнеегипет­ская статуя вель­можи.

Большой сфинкс на фоне пира­миды фараона Хефрена.

Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, — два ряда сфинксов. По обе сторо­ны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высе­чены из гранита огромные фигуры фарао­на, восседающего на троне. У входа стоят обелиски — каменные «иглы фараонов». Их остроконечные вершины, покрытые зо-
лотом, ослепительно сверкают в солнечных лучах.

За воротами — широкий двор, окружён­ный колоннамиИз двора виден огромный крытый зал с рядами колонн, похожих на связки стеблей папируса. Высоко вверх возносятся их могучие стволы. Робеет че­ловек среди этих каменных исполинов, трепещет его сердце при мысли о могуще­стве и величии богов. За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараон вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога — хозяина храма.

В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречали толпы народа. Затем про­цессия медленно двигалась к реке и подни­малась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах- храмах. По завершении празднества статую возвращали на место — в глубину храма.

3. Гробница фараона Тутанхамона. Во втором тысячелетии до н. э. египтяне пере­стали строить пирамиды — они хоронили своих фараонов в помещениях, вырублен­ных в скалах. За века и тысячелетия, про­шедшие со времён фараонов, их погребения были разграблены.

Древнеегипетская статуя жены вель­можи.

Гроб Тутанхамона с изображением лица фараона.

Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Велико было их волнение, ког­да, спустившись в подземелье, они заме­тили, что печать фараона на дверях цела.

Никто не входил сюда более трёх тысяч лет — все сокровища остались на месте.

Посреди первой комнаты стоял трон — на звериных лапах, покрытый золотом, укра-

Строительство пирамиды. Ри­сунок нашего времени.

шенныи слоновой костью и разноцветными камнями. Здесь же были сотни предметов: мебель, вазы из полу­прозрачного камня, оружие и драгоценности. В главной комнате находился каменный саркофаг, а в нём — второй саркофаг, во втором — третий. Лишь в последнем, четвёр­том, саркофаге из чистого золота покоилась мумия юного фараона Тутанхамона.

4. Пойдёмте в музей! В гробницах, храмах, при раскоп­ках древних городов Египта найдено множество прекрас­ных произведений искусства. Они собраны в разных музе­ях мира.

В зале музея вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезённые из Египта. В чём же особенности ра­боты древнеегипетских мастеров?

Древнеегипетский храм. Рисунок нашего времени.



Создавая каменные ста­туи, скульптор соблюдал особые правила. Вот как восседает вельможа: его ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая — к коленям. Это не естествен­ная поза живого человека. Фараоны, вельможи и боги изображены так, словно они заколдованы: вперёд устрем­лены их взгляды, в одина­ковой позе застыли их тела.

Были и другие правила: мужчин изображали с кожей тёмного цвета, а женщин — светлого. Фигуры богов — всег­да большого роста. Фараон обычно гораздо выше своих вельмож; простые люди в срав­нении с фараоном совсем маленькие.

А вот каким правилам следовали египет­ские скульпторы при изображении человека на рельефах. На стене гробницы — фигура вельможи (см. рисунок). Верхняя часть его тела (плечи, руки) выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги — будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повёрнута к нам боком, но глаз изображён так, слов­но мы глядим человеку прямо в лицо.

Большинство статуй находилось в гробни­цах. Статуя должна была быть похожей на покойного, чтобы душа её «узнала» и все­лилась в неё (если мумия почему-либо не сохранилась). Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.

В главном зале храма. Рисунок на­шего времени.

В Москве вы можете посетить Музей изобразительных искусств, а в Санкт- Петербурге — музей Эрмитаж. Там вы увидите египетские мумии и саркофаги, статуи богов и фараонов.

Объясните значение слов: египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна.

Проверьте себя. 1. Как и с какими целями сооружались огромные пира­миды? 2. Что вам известно о гробнице фараона Тутанхамона? 3. Какие подарки делали фараоны богам, будто бы обитавшим в храмах? 4. Какие правила должны были соблюдать египетские мастера? Поработайте с картой (см. с. 33). Найдите египетские пирамиды и опре­делите их местоположение.

Опишите рисунок «Строительство пирамиды» (см. с. 59). Соответствует ли рисунок тому, что рассказывает древний историк Геродот о возведе­нии пирамиды? Если да, то чем?

Составьте рассказ от имени египтянина о посещении храма по плану: 1) аллея сфинксов; 2) обелиски, статуи, башни; 3) вход во двор; 4) колон­ный зал; 5) помещение со статуей бога.

<< | >>
Источник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с.. 2015

Еще по теме §11. Искусство Древнего Египта:

  1. И. А. Л АПИС. Лекция 14. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
  2. И. В. ВИНОГРАДОВ. Лекция б. РАННЕЕ И ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВА ЕГИПТА
  3. Ученая поэзия: культурная рефлексия и искусство для искусства
  4. 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В ЕГИПТЕ
  5. Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009
  6. И. В. ВИНОГРАДОВ. Лекция 13. НОВОЕ ЦАРСТВО В ЕГИПТЕ
  7. И. В. ВИНОГРАДОВ. Лекция 12. СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО В ЕГИПТЕ И НАШЕСТВИЕ ГИКСОСОВ
  8. Искусство
  9. Искусство IV в. до н. э.
  10. Изобразительное искусство.
  11. 6. ВАВИЛОНСКОЕ ИСКУССТВО
  12. ИСКУССТВО КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
  13. 6.5. Искусство как форма духовной культуры
  14. Изобразительное искусство.