загрузка...

§21. Индийские касты

1. Миф о происхождении четырёх каст1. Каждый инди­ец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индий-

1 Каста — группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностя­ми. Принадлежность к касте передавалась по наследству.

цы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить мо­литвы. Воины произошли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Зем­ледельцы — те, кто пашет землю и пасёт скот, — возникли из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что созданы из запылённых ступней его ног.

Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земле­дельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, на­пример, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, ста­новились жрецами, а дети слуг — слугами.

Бог Брахма. Рису­нок нашего вре­мени.
Будда. Древняя статуя.
Индийский храм, вырубленный в скале.

2. Как брахманы приносили жертвы. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы. Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жерт­ву богам. Хозяин дома предлагал им за это богатый подарок, обычно корову. Сна-



чала брахманы разжигали огонь трени­ем двух деревянных палочек. Потом они пели хвалебную песнь богам и звали их в гости — посидеть на связках травы у ко­стра, вдыхая запах еды, которую бросали в огонь. Индийцы думали, что зёрна риса и ячменя, масло и молоко не сгорают в жертвенном огне, а с дымом уносятся на небеса — к богам. Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность даруют лю­дям хороший урожай на полях. Так и кормили друг друга люди и боги.

Древнеиндийские книги на полосках из листьев пальм.

3. Периоды жизни брахмана. Жизнь брахмана делилась на три периода: учения, обзаведения семьёй, отшельниче­ства. Жрецам необходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. Этому брахманы обучались старательно и долго. Обычно брахман отдавал своего сына в учение, когда тому испол­нялось семь лет. Он приводил его в дом к учителю — тоже брахману — и оставлял жить там. Мальчик должен был слушаться учителя и почитать его, как отца с матерью. Повернуться к учителю спиной считалось недопустимым. Подойти к нему можно было только с непокрытой головой и без сандалий, а здороваясь, ученики так низко кланя­лись, что касались ног учителя. Они повторяли всё, что он говорил, — слово за словом, стараясь выучить наизусть целые книги. Вставая с восходом солнца, ученики выпол­няли всякую работу по дому: приносили воду, подклады- вали дрова в очаг, пасли коров. Когда мальчику исполня­лось шестнадцать лет, родители преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту.

После того как брахман выучился и обзавёлся семьёй, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы бо­гам для себя и для других. Когда у брахмана появлялись внуки и голова становилась седой, он мог оставить дом старшему сыну, а сам уходил в отшельники^. Он строил в лесу шалаш, спал на голой земле и питался лишь лес-

1 Отшельник — человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живу­щий уединённо.

ными плодами, стремясь вдали от людей достичь блаженного состояния душевно­го покоя. Некоторые истязали своё тело, голодали, неделями и месяцами стояли с поднятой рукой или на одной ноге, мол­чали годами. Они верили, что после таких мучений при новом рождении останутся брахманами или даже будут жить вместе с богами на небесах.

4. Касты знатных воинов, земледельцев и слуг. Индийские цари сами были из ка­сты знатных воинов и окружали себя людь­ми из этой касты. Воины участвовали в битвах на слонах или на колесницах, а в мирное время пировали во дворцах, выезжали на охоту или устраивали состязания в стрельбе из лука. Люди из касты воинов считали, что их предками

Легенда о Будде

Это было в V (5-м) веке до н. э. Жил в Индии юный царевич Гаутд- ма. Он обитал в прекрасном дворце. Слуги держали над его головою белый зонт, чтобы не коснулись его лучи солнца или капли дождя. Он думал, что повсюду жизнь так же прекрасна, и даже не предполагал, что существует горе, боль и смерть. Но однажды он встретил дряхло­го старца и понял, что старость неизбежна. Встретил больного и по­нял, что не вечно будет здоров.

Он задумался о смерти и решил стать отшельником. Долго странствовал он, голодал и терпел лишения. И однажды, когда он сидел под огромным деревом, скрестив ноги, пре­даваясь глубокому размышлению, он обрёл мудрость. С тех пор его стали называть Будца (Просветлённый, Мудрец).

Будда говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями, но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и ни к кому не чувствовать злобы и зависти. Че­ловек должен освободиться от бесконечных желаний всё новых богатств и удовольствий. Тогда он не будет вновь и вновь рождаться на этой земле. Каждый — богач и бедняк, брахман или слуга — может стать буддистом, то есть последователем Будды, и спастись от страданий и новых рожде­ний.

Долгие годы Будда странствовал по Индии. У него появилось много учеников. Звали их «нищими», так как они собирали подаяние.

Древне- индийские Аргбсхис »10 Современ­ные
і 1
р 6 6
S 8 8
о о 0
Происхождение

современных

цифр.

Когда в III (3-м) веке до н. э. Индия объединилась, царь Ашока заявил о своей преданности учению Будды. Он призывал не убивать живые суще­ства, поддерживать «нищих», почитать родителей и проявлять милосердие к рабам и слугам. Позднее буддизм распространился по всему миру.

были древние цари и герои, такие, как Рама. Уже поэто­му они намного выше простых земледельцев, а тем более слуг. Но и земледельцы, которые имели свои дома, поля и скот, с пренебрежением относились к слугам-беднякам. Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам, прося их о помощи. Хозяину своему он должен был подчиняться беспрекословно и почитать всех людей более высоких каст, особенно брахманов.

5. «Неприкасаемые». Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли «неприкасаемыми». Им даже запрещалось жить в деревне. Спали они в жалких лачу­гах за её пределами, а питались отбросами. С ними никто не садился за один стол — всё равно что с каким-нибудь грязным животным. «Неприкасаемые» носили особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошёл и не прикоснулся. И когда они входили в деревню убрать мусор или сделать другую чёрную работу, то люди стара­лись уйти с улицы, чтобы не видеть этих презренных су­ществ.

6. Неравенство между кастами казалось индийцам есте­ственным и вечным. Если человек из низшей касты ос­меливался поднять руку на брахмана, царь приказывал отрубить ему руку. Если он обращался к брахману с поу­чениями, ему лили в глотку кипящее масло или пронзали язык раскалённым железом. Религия давала людям лишь одно утешение: если простые земледельцы и слуги будут

Индийские цифры

Мы называем свои цифры арабскими, потому что заимствовали их у арабов. А сами арабы признавали, что цифры получили от древних ин­дийцев.

В Индии впервые стали записывать числа так, как привычно и нам: крайняя цифра справа указывает количество единиц, слева от неё — де­сятков. ещё левее — сотен.

Шахматы

В Древней Индии войско состояло из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но индийцы считали, что царское могущество не в количестве во­инов, а в искусном руководстве государством. Более всего полезен царю мудрый советник-брахман. В Индии придумали игру для царей — шахма­ты (в наши дни фигурку колесницы называют ладьёй, а советника — фер­зём).

покорны своей участи, то после смерти они могут родить­ся воинами, царями и даже брахманами.

Но некоторые древнеиндийские мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Так, Будда, ос­нователь религии буддизма, учил, что главное — личные достоинства человека, а не его происхождение.

Объясните значение слов: каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.

Проверьте себя. 1. Какие касты существовали в Индии? 2. Индийцы считали, что принадлежность к касте передавалась по наследству. Что это означает? 3. За что индийцы почитали жрецов-брахманов? Как брах­маны приносили жертвы? Чем они «кормили» богов? 4. Кого называли «неприкасаемыми»? Почему этих людей так называли? Какие надежды порождала у «неприкасаемых» вера в переселение душ? 5. Что вам за­помнилось о каждом из трёх периодов жизни брахмана?

Подготовьте сообщение о Будде (по учебнику и ресурсам Интер­нета). Ответьте на вопросы: что привлекало последователей Будды в нём самом и его учении? Как Будда относился к кастовым различиям между людьми?

Конфуций. По китайскому изо бражению.

Подумайте. Что важнее — личные достоинства человека или его проис­хождение в той или иной семье? Обоснуйте свою мысль.

<< | >>
Источник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с.. 2015

Еще по теме §21. Индийские касты:

  1. Касты
  2. Касты
  3. Касты
  4. S 5.4. Иностранные колонии в Индии
  5. Кастовый строй
  6. ЛИТЕРАТУРА
  7. БИБЛИОТЕКА ТОЛЕДО
  8. Система социальной стратификации Э. Гидденса
  9. Развивающиеся страны со слабой экономикой
  10. Примечания 1
  11. ПРИШЕСТВИЕ МИРОВОГО РЫНКА
  12. Исторические типы стратификации
  13. Тендерное неравенство и социальная стратификация