Храм Зевса в Олимпии
Сюжет метоп посвящен мифам о Геракле. Двенадцать его канонических подвигов впервые сведены здесь в стройную систему и разбиты на двенадцать отдельных сцен. Разрозненные до того мифы превра-тились в поэму о жизни героя с ее борьбой, торжеством и тяжелыми минутами сомнений. В начале серии помещена была сцена убийства немейского льва, много раз трактовавшаяся в архаическом искусстве. В архаический период художники передавали борьбу героя, душащего льва голыми руками; мастер олимпийской метопы превратил этот миф в глубокую душевную драму.
Тело чудовища лежит без-дыханным, но попирающий его ногой Геракл, пред-ставленный совсем юным, вместо чувства торжества испытывает глубокую усталость тела и духа. Он как будто только теперь понял всю тяжесть предстоящего ему жизненного пути, и одни лишь ласковые уговоры Афины способны поднять его на новые подвиги. В других метопах Олимпийского храма скульптор больше придерживается художественной традиции и изображает самое действие. Такова сце-на борьбы Геракла с критским быком, скомпонованная по диагонали в виде двух уравновешивающих друг друга и действующих в разных направлениях масс и сил, так что напряжение борьбы выявляется здесь с особой мощью.Мастерство автора метоп в композиции и в пере-даче как напряженной борьбы, так и полных глубоких душевных переживаний внешне спокойных сцен развертывается во всю ширь в скульптурах фронто-нов.
Восточный фронтон заполнен композицией на тему о состязании Пелопса и Эномая. Эномай гордился конями, подаренными ему Аресом. Женихам своей дочери Гипподамии он предлагал вступить с собой в состязание на том условии, что жених увозил на своей колеснице невесту, Эномай же пресле-довал его и, настигнув, убивал. Он погубил многих славных героев, пока не явился Пелопс, обладатель коней Посейдона. В этом состязании Эномай погиб. Пелопс женился на Гипподамии, а Зевс разрушил молнией самый дом царя. В восточном фронтоне представлен полный внутреннего напряжения момент приготовления к состязанию. В центре — Зевс, не-зримо присутствующий между героями; обратясь в сторону Пелопса, он как бы предвещает ему победу. Слева от Зевса гордый и самоуверенный Эномай со своей женой Стеропой, справа — Пелопс и Гиппо- дамия, погруженные в думы об ожидающей их судьбе. Далее идут готовые к бегу колесницы, окружен-ные служанками и конюхами. Среди них вещий старец из дома Эномая. Он один из всех присутству-ющих, благодаря дару провидения, знает о печальной судьбе, ожидающей царя. В горестном раздумье устремил он взор на своего господина, предчувствуя скорый страшный конец всего его рода и дома. Углы фронтонов заняты лежащими фигурами юношей, олицетворениями двух протекающих в Олимпии
рек — Алфея и Кладея. Как посторон-ние зрители, с живым любопытством следят они за происходящим. Перед зрителем целая серия фигур, различных по характеру и положению и принимающих различное участие в развертывающейся драме.
В центре главные действующие лица, погруженные в противоречивые чувства, далее второстепенные участники и, наконец, фигуры, олицетворяющие местность. Действие еще не наступило, но исход его ясен. Это чисто полигнотовская кон-цепция, выраженная в скульптурных образах.
Иной характер носит композиция западного фронтона. В ней царствует не внутренняя сосредоточенность перед событием, а само действие — развернувшаяся во всю ширь буйная схватка. Царь лапифов Пирифой пригласил к себе на свадьбу своих сородичей, диких кентавров.
На пиру кентавры перепились и набро-сились на невесту и ее подруг. Раз-горелась борьба между лапифами, возглавляемыми Пирифоем и его другом Тесеем, и нарушившими свя-щенные обычаи гостеприимства кен-таврами. Бой идет по всей линии. Лапифы сражаются оружием, кентавры царапаются и кусаются. Борющиеся сцепились в группы, полные неистового движения. В углах опять лежащие фигуры зрителей. Две из них — старухи, вероятно матери кентавров, в ужасе взирающие на гибель своих сыновей. Но в схватку вступил Аполлон, светлый бог, неумолимо преследую-щий всякое беззаконие. Властно простер он свою карающую длань в сторону предводителя кентав-ров. Для участников боя он невидим, но веление его неотвратимо, как судьба.Авторами описанных скульптур храма Зевса в Олимпии в течение долгого времени считались, на основании данных, сообщае-мых Павсанием, скульпторы Ал- камен и Пэоний, уроженец фракийской Менды. Современная критика имеет полное основание сомневаться в правильности указаний Павсания. Более того, в на-стоящее время склонны приписать фронтоны не двум, а одному художнику, что вероятно, ибо как метопы, так и оба фронтона, несмотря на кажущееся несходство их общей концепции, овеяны од-ним и тем же духом подлинного величия и свободного, высокого мастерства.
Эпоха Фидия (450—400 гг. до н. э.)
Еще по теме Храм Зевса в Олимпии:
- Раскопки в Олимпии
- ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
- "ТРЕТИЙ ХРАМ РУШИТСЯ"
- Брейли Ричард, Майерс Стюарт. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н. Барышниковой. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», — 1008 с., 2008
- Рамперсад Хьюберт К.. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения/Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», — 256 с., 2005
- Котлер Филип. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер/Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», — 224 с., 2006
- Каплан Роберт С, Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», — 512 с: ил, 2005
- § 41. Олимпийские игры
- ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ ГОМЕРОВСКОЙ ЭПОХИ
- Элида
- § 27. Боги греков
- Дорийский архитектурный стиль
- Архитектура.
- Фессалия
- §33. Олимпийские игры в древности
- Особенности культуры и религиозных воззрений Дровней Греции и Древнего Рима.
- Скульптура
- РУФИН
- Власть и философия: жизнь как театр
- Протогосударства древнего Шумера