ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СТРОЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГОМЕРОВСКОГО ОБЩЕСТВА
Раздробленность Греции
В «Илиаде» и в «Одиссее», если, конечно, иметь в виду не микенские реминесценции, но основное их содержание, Греция выступает в еще более раз-дробленном и разобщенном состоянии, чем в более позднюю эпоху.
Каждая небольшая община, состоящая из группы родов, живет своей обособленной жизнью; каждая имеет свои органы управления: правителя (басилея), совет старейшин, народное собрание; каждая имеет свою территорию, состоящую из полей, лугов и виноградников, свой «полис», под ко-торым следует, однако, разуметь не государство-город в более позднем понимании этого термина, но всего лишь поселок, по-видимому далеко не всегда обнесенный стенами. Только время от времени от-дельные родовые общины объединяют свои силы для совместных военных предприятий — подобный случай и положен в основу повествования «Илиады». Но и под стенами Трои предводители отдельных отрядов, вошедших в состав объединенного ополчения, ревниво продолжают оберегать свою самостоятельность. Власть Агамемнона, получившего командова-ние над всем ахейским войском, не отличается ни широтой полномочий, ни особым авторитетом. Все важные вопросы, связанные с ведением войны, решаются им не единолично, а на собрании «ахейских сынов кудреглавых», и то только после совета с «бла-городными» и «скиптроносными» старейшинами, такими же басилеями, как к сам Агамемнон. Харак-терно, что на одном из таких собраний Ахилл считает возможным говорить с Агамемноном в присутст-вии воинов такими словами: «О, винопийца, со взорами пса, но с душою оленя!» («Илиада», I, 225), «Царь — пожиратель народа!» («Илиада», I, 231). Обособленность отдельных воинских отрядов сказы-вается и на общей организации объединенного ахей-ского ополчения. Отсутствует общевойсковая казна. Военная добыча немедленно распределяется между предводителями отрядов или попадает непосред-ственно в руки того, кто одержал победу над врагом. Среди рядовых воинов сохраняются присущие им племенные подразделения. «Воинов, Атрид,— говорит Агамемнону Нестор, служащий у Гомера олице-творением древней мудрости,— раздели ты на их племена и колена. Пусть помогает колено колену ишчл. ^ ¦¦:.,..I ¦¦.. .¦- ¦¦ к¦ I -. . -'дл
Эксекий. Амфора «Ахилл и Аякс за игрой в шашки» из Вульчи, Этрурия. 540—530 гг. до н. э.
племени племя» («Илиада», II, 362). Таким образом, даже при осуществлении совместного военного пред-приятия сепаратизм, свойственный общинам в мирном быту, продолжает существовать, и отдельные части ахейского ополчения не сливаются в единое це-лое. Даже в тех случаях, когда в общественной и хо-зяйственной жизни общин гомеровского времени начинают намечаться предпосылки, ведущие к образованию объединений более широкого характера — объединений территориальных и политических, — внутри этих объединений нового типа роды, фратрии и племена все же еще вполне сохраняют свою самостоятельность. Таким образом, род, фратрия как объединение нескольких родов, фила как объедине-ние нескольких фратрий, сохранившиеся в виде пережитков во многих греческих полисах более позд-него времени, в век Гомера являются еще основным общественным делением.
Еще по теме ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СТРОЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГОМЕРОВСКОГО ОБЩЕСТВА:
- ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ГОМЕРОВСКОГО ОБЩЕСТВА
- Особенности социальной структуры индийского феодального общества в период раннего средневековья. Кастовый строй.
- Понятие социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры общества
- Хозяйственный и социальный строй городов
- Социальный строй микенского общества. Государство
- 3. Социально-экономический и государственный строй хеттского общества
- Распределение личных доходов и эволюция социальной структуры общества. Диверсификация социального статуса
- СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
- Социальная структура общества
- 3.1. Социальная структура общества
- 1. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПЕРВОБЫТНЫХ ПЛЕМЕН
- 27. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
- Глава 2. Социально - стратификационная структура общества
- Социальная структура обществ Древнего мира.