§37. В городе богини Афины

Афиняне гордились своим городом. «Если ты был в Афинах и не восторгался ими, — говорили они, — то ты осёл!» Однако район гончарных мастерских Керамик вряд ли мог вызвать чей-нибудь восторг.
Пифос — глиняная бочка для хранения зерна.

1. Там, где дымили печи для обжига посуды. Узкие не­мощёные улочки Керамика извивались между глухими стенами домов с запертыми калитками. Горожане выли­вали помои и вышвыривали отбросы прямо на улицу. Ве­черами из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя
было ходить, не освещая дорогу смоля­ным факелом. Тем не менее Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили и трудились искусные гончары и живописцы, создававшие великолепные расписные вазы.

Долгое время, ещё до побед над персами, вазы украшали чёрнофигурным рисунком: по красноватой глине художник наносил фигуры чёрным лаком. Позже стали по­ступать наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а чёрным лаком покрывали остальную по­верхность вазы. Поэтому такие вазы на­зывают краснофигурными. Лак блестел на солнце и не тускнел от времени.

Наряду с дорогими расписными вазами в Керамике изготовляли и более дешёвую посуду: пифосы — громадные глиняные бочки для хранения зерна, амфоры — со­суды с двумя ручками для вина и масла, кувшины для воды, чаши.

Владелец гончарной мастерской имел несколько рабов, которым поручал одно­образную и грубую работу: вымешивать глину, подносить топливо к печи, желез­ным стержнем ворошить пылающие угли. Однако работу творческую, требующую выдумки и заинтересованности, например роспись ваз, выполняли граждане, переселенцы или вольноотпущенники. Свободные мастера, получавшие деньги за свои труд, работали намного лучше рабов.

2. Агора — главная площадь Афин. По утрам в рыноч­ные часы здесь было многолюдно и шумно. Торговцы, стоя под лёгкими навесами из камыша, зазывали покупателей криками: «Купите уксуса!», «Купите масла!», «Купите рыбу!», «Вы забыли зелень!».

Чёрнофигурный сосуд.
Краснофигурный сосуд.

В одном месте рынка покупали сыр, в другом — овощи, в третьем — нанимали искусного повара для приготовле­ния званого обеда. Особое место было отведено для торга


Храм Гефеста на Агоре. Рисунок нашего времени.



рабами. Были и развлечения: петушиные бои, выступления фокусников.

Большинство афинских женщин на ры­нок не ходили. Ежедневные покупки де­лали их мужья. Толкотня и давка бывали столь велики, что богатый грек приходил в сопровождении рабов, расчищавших для господина путь.

За порядком следили смотрители рын­ка. На эту должность граждан избирали по жребию. Им подчинялась рыночная стра- жау состоявшая из купленных Афинским государством рабов-скифов.

Окончив дела и отослав слуг с покуп­ками домой, афиняне проводили время с друзьями: обсуждали последние новости, болтали о всякой всячине. Местами встреч были спасавшие от палящих солнечных лу­чей портики1 и лавки.

Задумавшаяся Афина. Древне­греческий рель­еф.

В другой части Агоры на холме находил­ся обнесённый колоннами храм бога-кузне- ца Гефеста. Левее храма в прямоугольном здании почти ежедневно собирался Совет

1 Портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

пятисот, который избирался по жребию из афинских граждан. Совет пятисот сле­дил за пополнением казны, ведал строи­тельством боевых кораблей, городских во­допроводов, храмов. Для дежурных членов Совета пятисот предназначалось круглое здание. Когда над городом нависала воен­ная угроза, дежурные не покидали свой пост даже ночью. В этом круглом здании они и спали, и ели.

Афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры.

3. На вершине Акрополя. Отовсюду в Афинах был виден Акрополь — холм с крутыми и обрывистыми склонами. Его вершину украшала бронзовая статуя Афины, которую создал гениальный скуль­птор Фидий. Моряки, подплывая к Пи- рею, могли заметить, как блестят на солн­це её позолоченные шлем и наконечник копья.

Статуя Афины в Парфеноне.
Древ­няя копия.
Парфенон. Храм Афины. Вид в наши дни.

Лишь одна дорога вела на Акрополь. В дни празднеств по ней поднималась на­рядная толпа афинян. По пути они любо­вались стоявшим справа на уступе скалы небольшим храмом. Это был храм богини победы Ники.

Шествие на Акро­поль. Рисунок на­шего времени.

Обычно Нику изображали крылатой девушкой. Однако, победив персов, афиняне дерзко пожелали навсегда оста­вить богиню у себя и не дать ей улететь. Поэтому они воз­двигли храм в честь Ники Бескрылой.

Через мраморные портики участники празднества всту­пали на вершину Акрополя. Перед ними открывался вид на храм богини Афины — Парфенон1. Это самое прекрас­ное творение греческих строителей! Парфенон, сооружён­ный из мрамора, окружённый колоннами, вызывал всеоб­щее восхищение. Его фронтоны (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) заполняли ста-

Миф о рождении богини Афины

Однажды у Зевса страшно разболелась голова. Позвал он своего сына бога Гефеста, прося избавить его от невыносимой боли. Взмахнул Гефест острым топором, раскололась на миг голова Зевса, и из неё в полном во­оружении появилась богиня мудрости и справедливой войны Афина. Та­кой и изобразил её скульптор Фидий (см. с. 178). В правой руке Афина держала крылатую богиню победы Нику, левой опиралась на щит, внутри которого извивался священный змей. Плечи и грудь Афины прикрывала эгида. Так называлась козья шкура с прикреплённой к ней головой ска­зочной Медузы. У этого страшилища вместо волос были змеи, от одного её взгляда всё живое превращалось в камень. Афина почиталась покро­вительницей гончаров, ткачих, вообще всего рабочего люда.

'От слова «парфёнос» (по-гречески «девушка»); греки изображали Лфину де­вой-воительницей.

Храм Эрехтейон. Вид на портик ка риатид.

туи. На одном фронтоне был изображён спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой, на другом — рождение Афины из головы Зевса.

Внутри Парфенона греки могли увидеть статую той же богини работы Фидия. Основа статуи была деревянная; одежда, щит и шлем сделаны из сверкающего золота; лицо, шея и руки покрыты тонкими пластинками из сло­новой кости цвета человеческого тела.

На том месте Акрополя, где, согласно мифу, спори­ли между собой Афина и Посейдон, находился храм Эрехтейон (он был назван по имени сказочного царя Афин Эрехтея). В одном из его портиков вместо обычных колонн стояли кариатиды — каменные фигуры юных де­вушек.

Из жизни древних гречанок

В зажиточных семьях женщины с детьми жили в особых комнатах, куда посторонним вход был запрещён. Как-то раз в один дом, ког­да хозяин был в отъезде, забрались воры. Соседи видели, как выноси­ли вещи, слышали крики, но войти в женские комнаты так и не реши­лись. У расточительных жён мужья отбирали ключи и сами выдавали припасы. Но жёны всё-таки ухитрялись открывать кладовые, брали сла­дости, нацеживали особыми трубками из запечатанных бочек вино. А потом угощали зашедших поболтать подруг.

Мужья не посвящали жён в дела государства. Когда одна спросила мужа: «Что решило Народное собрание?», — он ответил: «Какое тебе дело? Замолчи!»

Не все гречанки мирились с такой жизнью. Среди женщин были по­этессы, музыкантши, художницы.

Посещение Агоры и Акрополя производило неизглади­мое впечатление. Недаром афиняне считали, что их город по красоте превосходит все остальные.

Объясните значение слов: Керамик, Агора, Акрополь. Парфенон, пор­тик, фронтон, кариатида.

Проверьте себя. 1. Как выглядели улочки и дома в афинском районе гончарных мастерских? 2. Какие вазы называются чёрнофигурными, а какие — краснофигурными? 3. Кто в афинских семьях делал ежеднев­ные покупки на рынке? Что можно было увидеть и услышать на Агоре в рыночные часы? 4. Чем занимался заседавший на Агоре Совет пятисот?

Опишите рисунок «Шествие на Акрополь» (см. с. 179). 1. Как выглядит стоящий справа на уступе скалы небольшой храм? Кому он посвящён? 2. Что рассказывали моряки о бронзовой статуе Афины, украшавшей вершину Акрополя? 3. Как выглядел храм Афины Парфенон? Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего древние Пирей и Афины. Включите в рассказ описание морских гаваней. Длин­ных стен, Керамика, Агоры, Акрополя.



<< | >>
Источник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с.. 2015

Еще по теме §37. В городе богини Афины:

  1. Филипп и Афины
  2. Афины — центр греческого ремесленного производства
  3. СПАРТА, ФИВЫ И АФИНЫ В 380—370-х гг. до н. э. ВТОРОЙ АФИНСКИЙ СОЮЗ. ЕГО ПОБЕДА НАД СПАРТОЙ И МИР 371 г. до н. э.
  4. ГОРОД РОМУЛА
  5. ГОРОДА И ГОДЫ
  6. 28. «Город Солнца» Т. Кампанел л ы
  7. Российские города
  8. Маркетинг и продвижение города
  9. Модели роста городов
  10. Модели роста городов
  11. Зарождение и эволюция городов
  12. Зарождение и эволюция городов
  13. Средневековые города.
  14. Что такое план продвижения города?
  15. Российские города
  16. Формирование имиджа города
  17. Факторы развития регионов и городов
  18. Определение целей развития города
  19. Ситуация № 1. Реформирование организационной структуры управления городом