3. ГОРОД-ГОСУДАРСТВО АШІІІУР И ВОЗНИКНОВЕНИЕ АССИРИЙСКОГО ЦАРСТВА
Нипевия первоначально, по-видимому, была хурритским городом. Что же касается города Лшшур, то его название, очевидно, семитское, и населепие этого города было в основном аккадским. В XVI—XV вв. до н. э. эти города-государства зависели (иногда лишь формально) от царей Митанни и касситской Вавилонии, но уже с конца XV в. правители Лшшура считали себя независимыми. Они, как и вообще верхушка горожан, были весьма богаты.
Источником их богатств служила посредническая торговля между югом Месопотамии и странами Загроса, Армянского нагорья, Малой Азии и Сирии. Одним из важнейших предметов посреднической торговли во II тысячелетии до н. э. были ткани и руды, а ее центральными пунктами — Ашшур, Ниневия и Арбела. Здесь же, возможно, происходило очищение серебро- свинцовых руд. Не исключено, что через те же центры шло и олово.Ашшур был центром сравнительно небольшого номового 10- сударства. В XX—XIX вв. до н. э. он был исходным пунктом для международной торговли, тесно связанным с другим торговым центром — Канишем в Малой Азии, откуда Ашшур ввозил серебро. Носле завоевания Верхней Месопотамии ІІІамши-Ада- дом I, а восточной части Малой Азии — хеттскими царями торговые колонии в Малой Азии (о которых подробнее см.
в лек-» цим 10) прекратили свое существование, но Ашшур продолжал сохранять большое хозяйственное и политическое значение. Правитель его носил титул ишши'акку, его власть практически была наследственной. Он был, видимо, верховным землеустроителем и председателем общинного совета. Из состава совета выдвигались ежегодно сменяемые лимму — эпонимы года и, возможно, казначеи. Постепенно состав совета все больше замещался людьми, близкими к правителю. Сведений о народном собрании в Ашшуре нет. С усилением власти правителя значенио органов общинного самоуправления все больше падало.Территория ашшурского нома состояла из мелких поселений— сельских общип; во главе каждого стояли совет старейшин и администратор — хазанну. Земля была собственностью сельской общины и подлежала периодическим переделам между семейными общинами, т. е. «большими семьями». Центром такой семейной общины являлась укрепленная усадьба — дупну. Член территориальной п семейной общины мог продать свой падсл, который вследствие такой продажи выбывал из состава семейпо общинной земли н становился личной собственностью покупателя. По сельская община контролировала подобные сделки и могла заменить продаваемый участок другим, из запасного фонда. Сделка также должна была утверждаться царем. Все это показывает, что товарно-денежные отношения в Ашшуре развивались быстрее и зашли дальше, чем, например, в соседней Вавилонии,— следствие давнего вовлечения ашшурцев в международный товарооборот и накопления депежпых средств. Отчуждение земли здесь уже стало необратимым. Следует отметить, что покупаются ипогда целые хозяйственные комплексы — усадьба с полем, домом, гумном, садом и колодцем, всего от 3 до 30 га. Скупщиками земли были обычно ростовщики, занимавшиеся также и торговлей. Это последнее обстоятельство подтверждается тем фактом, что «деньгами» служит, как правило, пе серебро, а свинец, причем в очень больших количествах (сотни килограммов). Рабочую силу для своих новоприобретенных земель богачи добывали посредством долговой кабалы: заем выдавался под залог личности должника или члена его семьи, причем в случае просрочки платежа эти люди считались «купленными за полную цену», т.
е. рабами, хотя бы до этого они являлись полноправными общинниками. Существовали и другие средства закабаления, такие, как «оживление в беде», т. е. помощь во время голода, за которую «оживленный» подпадал под патриархальную власть «благодетеля», а также «усыновление вместе с полем и домом». Поэтому в руках немногих богатых семей концентрировалось все больше земли, а общинные земельные фонды таяли. Но общинные повинности по-прежнему лежали на сильно обедневших домашних общинах. Владельцы новообразованных имений жили в городе, а общинные повинности за них несли зависимые жители селений. Ашшур теперь именуется «город среди общин» или «община среди общин», а привилегированное положение его жителей позже официально закрепляется освобождением от поборов и повинностей (точная дата этого события неизвестна). Жители сельских общин продолжают платить многочисленные поборы и несут повинности, среди КО:- торых первое место занимает воинская.Итак, Ашшур был небольшим, но весьма богатым государством. Богатство создавало ему возможности для усиления, но для этого необходимо было ослабление главных соперников, которые могли бы в зародыше подавить попытки Ашшура к экспансии. Правящие круги Ашшура уже начали исподволь готовиться к ней, укрепляя центральную власть. В конце XV в. до н. э. была восстановлена разрушенная митаннийцами стена «Нового города» в Ашшуре. Воспрепятствовать этому Митанни не смогло. Хотя миташишские и касситские цари продолжают считать ашшурских правителей своими данниками, эти последние гавязывагот прямые дипломатические отношения с Египтом. С начала XIV в. ашшурский правитель называл себя «царе.м», хотя пока лишь в частных документах, по уже Лшшур-убаллит I (1365—1330 гг. до п. э.) впервые именовал себя «царем страны Ассирии» в официальной переписке и па печатях (хотя все еще пе в надписях), а египетского фараона называл своим «братом», подобно царям Вавилонии, Митанни или Хеттской державы. Он принял участие в воеппо-политпческих событиях, приведших к разгрому Митаппи, и в дележе большей части митап- нийских владений.
Ашшур-убаллит I неоднократно вмешивался также и в дела Вавилонии, участвуя в дпнастийных распрях. В дальнейшем в отношениях с касситской Вавилонией периоды мира сменялись более или менее серьезными столкновениями, в которых Ассирия часто терпела поражение, особенно в конце XIV в. до п. э. Зато ассирийская территория неуклонно расширялась на запад (верхний Тигр, «страпа субареев»)4 и на восток (горы Загрос).Рост влияния царя сопровонедается падением роли городского совета. Царь превращается фактически в самодержца. Адад- нерари I (1307—1275 гг. до п. э.) к своим прежним должностям, положенным ему как ашшурскому правителю, добавляет еще и должность лимму — казначея-эпонима первого года своего правления. Он же впервые присваивает себе титул «царь множеств» и, таким образом, является подлинным основателем Ассирийской (Среднеассирийской) державы. В его распоряжении имелось сильное войско, основу которого составляли царские люди, получавшие за службу либо специальные земельные наделы, либо только паек. В случае необходимости к этому войску присоединялось ополчение общин. Адад-нерари I успешно воевал с касситской Вавилонией и отодвинул границу Ассирии довольно далеко на юг. О его деяниях была даже сложена поэма, но в действительности успехи на «южном фронте» оказа-
* Так в это время назывались области с хурритоязычпым населением.
лись непрочными. Адад-нерари I совершил также два успешных: похода против Митанни. Второй из них завершился низложением митаннийского царя Васашатты, возведением на престол ассирийского ставленника Шаттуары II и подчинением всей территории Митанни (вплоть до большой излучипы Евфрата и г. Каркемиша) Ассирии. Однако сыну и преемнику Адад-нерари, Салманасару I (^274—1245 гг. до н. э.), пришлось вновь воевать здесь с митаннийцами и их союзниками — хеттами и арамеями. Ассирийская армия попала в окружение и была отрезана от водных источников, но сумела вырваться и разбить врага. Вся Верхняя Месопотамия была присоединена к Ассирии, а Митанни прекратило свое существование. Салманасар сообщает в своей надписи, что он взял в плен 14 400 5 вражеских воинов и всех их ослепил. Здесь мы впервые встречаем описание тех свирепых расправ, которые с ужасающей монотонностью повторяются в последующие века в надписях ассирийских царей (начало им, впрочем, положили хетты). Салманасар воевал также против горных племен «уруатри» (первое упоминание о родственных хурригам урартах). Во всех случаях ассирийцы разрушали города, жестоко расправлялись с населением (убивали или калечили), грабили и налагали «знатную дань». Угон пленных в Ассирию практиковался еще редко, и, как правило, угоняли лишь квалифицированных ремесленников. Иногда пленных ослепляли. Очевидно, потребность в рабочей силе для сельского хозяйства ассирийская знать удовлетворяла в основном за счет «внутренних ресурсов». Главная же цель ассирийских завоеваний в этот период состояла в овладении международными торговыми путями и собственном обогащении за счет доходов от этой торгепли путем взимания пошлин, но главным образом за счет прямого грабежа.
При следующем ассирийском царе, Тукульти-Нинурте I (1244—1208 гг. до н. э.), Ассирия уже была великой державой, охватывающей всю Верхнюю Месопотамию. Новый царь дерзнул даже вторгнуться на территорию Хеттского царства, откуда увел «8 саросов» (т. е. 28 800) пленных хеттских воинов. Тукульти- Пинурта I воевал также против степных кочевников и горцев севера и востока, в частности с «43 царями (т. е. племенными вождями) Наири» — Армянского пагорья. Походы теперь происходят регулярно, каждый год, но не столько с целью расширения территории, сколько просто ради грабежа. Зато на юге Тукульти-Нинурта осуществил грандиозное деяние — завоевал касситское Вавилонское царство (ок. 1223 г. до н. э.) и владел им более семи лет. Об этом его подвиге была сложена эпическая поэма, а новый титул Тукульти-Нинурты теперь гласил: «могучий царь, царь Ассирии, царь Кар-Дуниаша (т. е. Вавилонии), царь Шумера и Аккада, царь Сиппара и Вавилона, царь
11 14 400, или «четыре сароса»,— круглое число по шумеро-вавилоп» ской системе счета.
Тельмуна и Мелахи (т. е. Бахрейна и Индии), царь Верхнего л Нижнего моря, царь гор и широких степей, царь шубарейцев (т. е. хурритов), кутиев (т. е. восточных горцев) и всех стран Наири, царь, слушающий своих богов и принимающий знатную дань четырех стран света в городе Ашшуре». Титул, как видно, весьма неточно отражает реальное положение вещей, но содержит целую политическую программу. Во-первых, Тукульти-Ни- нурта отказывается от традиционного титула «ишши'акку Аш- шура», но зато именует себя древним титулом «царь Шумера и Аккада» и ссылается на «знатную дань» «четырех стран света», подобно Нарам-Суэну или Шульги. Он претендует также на территории, не входившие еще в состав его державы, а также на главные торговые центры — Сиппар и Вавилон и торговые пути в Бахрейн и Индию. Дабы полностью освободиться от всякого влияния со стороны общинного совета Ашшура, Тукульти- Нинурта I переносит свою резиденцию в специально построенный неподалеку от Ашшура город Кар-Тукульти-Нинурта, т. е. «Торговая пристань Тукульти-Нипурты», явно намереваясь перенести сюда центр торговли. Здесь же был сооружен грандиозный дворец — парадная резиденция царя, где он даже принимал в качестве гостей самих богов, т. е. разумеется, их статуи. Специальные указы во всех тонкостях определяли сложнейший дворцовый церемониал. Личный доступ к царю имели теперь лишь немногие особо высокопоставленные придворные (обычно -евнухи). Чрезвычайно суровый регламент определял распорядок в дворцовых покоях, правила совершения специальных магических ритуалов для предотвращения зла и т. п.
Однако время осуществления «имперских» притязаний еще не настало. Традиционная ашшурская знать оказалась достаточно могущественной, чтобы объявить Тукульти-Нинурту I безумным, низложить его, а затем и убить. Новая царская резиденция была заброшена.
Вавилония умело воспользовалась внутренними смутами в Ассирии, и все последующие ассирийские цари (кроме одного)' были, видимо, просто-напросто вавилонскими ставленниками. Один из них вынужден был вернуть в Вавилон увезенную Ту- культи-Нинуртой статую Мардука.
Впрочем, Ассирия сохранила под своей властью всю Верхнюю Месопотамию, а к моменту вступления на престол Тиглат- паласара I (1115—1077 гг. до н. э.) в Передней Азии сложилась исключительно благоприятная для Ассирии политическая обстановка. Хеттское царство пало, Египет переживал упадок, Вавилония подверглась нашествию южноарамейских кочевников — халдеев. В этой политической обстановке Ассирия фактически оставалась единственной великой державой. Нужно было лишь выстоять среди общего хаоса, а затем вновь приступить к завоеваниям. И то и другое, однако, оказалось куда более трудным, "чем можно было предполагать. Племена, появившиеся в Передней Азии в результате этнических передвижений конца II ты-* сячелетия до н. э.,— протоармяне («мушки» ассирийских источников), фригийцы, протогрузинские племена, апешлайцы (возможно, абхазцы), арамеи, халдеи и др.— были многочисленны и воинственны. Они вторгались даже в пределы Ассирии, так что для начала пришлось думать об обороне. Но Тиглатпала- сар I был, по-видимому, хорошим полководцем. Он очень быстро сумел перейти к наступательным действиям, двигаясь все дальше на север. Ряд племен ему удалось склонить на свою сторону без боя, и они были «причислены к людям Ассирии». В 1112 г. Тиглатпаласар отправился в поход из Месопотамии вверх по левому берегу Евфрата. Точный маршрут этого похода неизвестен, но, по-видимому, он проходил по древнему торговому пути. В анналах сообщается о победах над десятками «царей». В частности, можно предполагать, что, преследуя «60 царей Наири», ассирийское войско вышло к Черному морю — примерно в районе нынешпего Батуми. Побежденные подвергались ограблепию, сверх того на пих палагали дань, а для обеспечения ее регулярной уплаты брали залояшиков. Походы на север продолжались и в дальнейшем. Об одном из пих напоминает надпись па скале к северу от оз. Ван.
Дважды Тиглатпаласар совершал походы на Вавилонию. Во втором походе ассирийцы захватили и разорили ряд важных городов, в том числе Дур-Куригальзу и Вавилон. Но около 1089 г. ассирийцы были вновь отброшены вавилоиянами па свою коренную территорию. Однако главное внимание еще с 1111 г. пришлось уделять арамеям, ставшим чрезвычайно серьезной угрозой. Медлеппо, но неуклонпо опи просачивались в Северную Месопотамию. Тиглатпаласар пе раз предпринимал походы против них даже к западу от Евфрата. Он громил кочевников в оазисе Тадмор (Пальмира), перевалил через горы Ливана и прошел Фипикию до самого Сидопа. Он даже совершил здесь прогулку па корабле и охотился на дельфинов. Все эти деяния припесли ему громкую славу, но пх практические результаты были ничтожны. Ассирийцам не только не удалось закрепиться к западу от Евфрата, но даже отстоять территории к востоку от него.
Хотя ассирийские гарнизопы все еще сидели в городах и крепостях Верхней Месопотамии, степь была паводпепа кочевниками, перерезавшими все коммуникации с кореппой Ассирией. Попытки последующих ассирийских царей заключить против вездесущих арамеев союз с царями Вавилопии тоже но принесли пользы. Ассирия оказалась отброшеппой на свои коренные земли, а ее экономическая и политическая жизпь пришла в полный упадок. С конца XI по конец X в. до н. э. до пас не дошло из Ассирии почти никаких документов или надписей. Новый период в истории Ассирии начался лишь после того, как опа сумела оправиться от арамейского вторжения.
Еще по теме 3. ГОРОД-ГОСУДАРСТВО АШІІІУР И ВОЗНИКНОВЕНИЕ АССИРИЙСКОГО ЦАРСТВА:
- 5. Город-государство Ашшур и начало ассирийской государственности (первая половина II тысячелетия до н. э.)
- Возникновение городов как центров торговли и ремесла.
- 13. Каковы социально-экономические предпосылки возникновения городов?
- § 32. Возникновение полиса. Монета города Коринф Великая греческая колонизация
- Города-государства.
- Города-государства Шумера.
- 3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
- Глава 18. ВАНСКОЕ ЦАРСТВО (УРАРТУ) И ГОСУДАРСТВА ЗАКАВКАЗЬЯ
- 2. ЭКОНОМИКА ЭТРУССКИХ ГОРОДОВ-ГОСУДАРСТВ
- 3. Политическая история шумерских городов-государств
- 2.Общество и государство в период Древнего царства (XXVIII—XXIII вв. до н. 3. ) Социально-экономические отношения.
- и. м. Дьяконов. Лекция 2. ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА ШУМЕРА
- Глава 4. ОБЩЕЕГИПЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ПЕРИОД СРЕДНЕГО ЦАРСТВА (ХХТ—ХУШ ВВ. ДО Н. Э.)