<<
>>

§ 11. Древний Вавилон

Объясните, почему Вавилонское царство является преем­ником Шумера.

1. Царь Хаммурапи и его законы. В

начале 2-го тысячелетия до н. э. южная Месопотамия была завоёвана семитски­ми племенами.

Эти племена основали своё государство со столицей в городе Вавилон. Название Вавилон означало «Врата бога». При царе Хаммурапи Вавилонское царство подчинило себе почти всю Месопотамию. Хаммура-

стела с законами пи издал Дошедший до нас полностью Хаммурапи свод законов, чтобы приучить свои на­

род к дисциплине и хорошему поведе­нию. Свод законов содержал 282 ста­тьи, касавшиеся различных сторон жизни общества.

Вавилонский правитель приказал запечатлеть свои за­коны на чёрной базальтовой стеле. Копии этих законов были сделаны на тысячах глиняных табличек и разосла­ны по всему царству. Об уважении к законам Хаммура­пи свидетельствует то, что даже через полторы тысячи лет после их появления они всё ещё переписывались, из­учались и распространялись в Месопотамии.

Чёрная базальтовая стела, покрытая клинописью, была найдена французскими археологами.

Когда клинопись расшифровали, стало ясно, что это законы царя Хаммурапи. Царь был изображён на верхней части стелы стоящим перед богом солнца Шамашем. Таким об­разом подчёркивалось, что именно бог солнца даровал царю законы, которые он должен был передать своим подданным. Царь считался про­водником воли бога.

Зачем Хаммурапи приказал высечь законы на стеле?

во распоряжаться землей государства и достоянием своих подданных. Он обладал правом полной собственности на землю. Царь наделял землёй вель­мож и чиновников, тем самым поощ­ряя их за государственную службу. Земля храмов и общинников ТЭКЖ6 считалась собственностью царя.

По­пав в немилость к царю, перестав ему служить, человек мог потерять свою землю и богатства.

Знатная вавилонян­ка. Реконструкция

Рыбак с уловом. Древнее изобра­жение

Жизнь и имущество подданных, не­зависимо от их положения, принадле­жали царю. Он мог поступать, руко­водствуясь собственной волей, то есть по произволу. Власть царя была ни­чем не ограничена. Даже жрецы име­новали себя не только «рабами богов», но и «рабами царя». Такое государ­ство называется деспотйей, а его не­ограниченный правитель — деспотом. Деспотия как форма государства пре­обладала на Древнем Востоке. Это бы­ла особая форма соединения власти и собственности.

выплатить долг,

3. Подданные царя. Среди поддан­ных царя Хаммурапи можно выделить три разряда: свободные люди, обла­давшие всеми правами; свободные лю­ди, лишённые некоторых прав; рабы. В рабство обращали военнопленных. Однако и вавилоняне, не сумевшие могли попасть в рабство. Рабов было немного. Через не­сколько лет пребывания в рабстве человека могли отпу­стить на волю.

давших всеми правами, действовало древнее правило «око за око, зуб за зуб». Если от действий врача умирал полноправный человек, врачу отрубали руку. Если же врач не смог вылечить раба, он только уплачи­вал штраф. Если строитель плохо построил дом, он рухнул и под его обломками погиб сын хозяина, закон повелевал убить сына строителя. Законы в Древнем Вавилоне были жестокими.

Хаммурапи, однако, не хотел, чтобы его законы вре­дили народу. Он провозгласил себя защитником вдов и сирот. Царю и государству было невыгодно, чтобы уменьшалось число тех, кто уплачивал налоги. Ведь налоги обогащали казну.

В законах Хаммурапи содер­жались статьи, облегчавшие положение тех, кто не мог вовремя выплатить долг кредитору\ и ограничивавшие пребывание должников в рабстве тремя годами.

4. Боги и храмы Древней Месопотамии. Каждый го­род имел своего небесного покровителя — бога или боги­ню. Поклонение многим богам называется язычеством. Язычники представляли своих богов в виде идолов, жи­вотных или высших существ, похожих на совершенных людей.

Из мифов мы знаем, что шумеры почитали бога Энки — вла­дыку земли, который также считался повелителем пресных вод. Энлйль у шумеров был богом ветра и воздуха. Его жена почиталась как богиня-мать. В Месопотамии поклонялись и богу луны. У шуме­ров он носил имя Нанна, а у вавилонян — Син. Жизнь всему даро­вал бог солнца. Шумеры называли его Уту, вавилоняне — Шамаш. Богиня плодородия, войны и любви Иннана у шумеров, она же Иштар у вавилонян, представала или в виде воительницы на колеснице, запря­жённой свирепыми львами, или в образе утренней и вечерней звезды, которая у нас называется Венера.

Главным богом Вавилона был Мардук, считавшийся создателем мира и людей. Мардук победил страшное чудовище и внёс порядок в жизнь на земле. Мардука изображали в виде могучего героя либо быка или дракона.

Жители Древней Месопотамии воздавали царям бо­жественные почести. Они видели в царях исполнителей воли богов.

Важную роль в Шумере и Вавилоне играли жрецы. Они были главными лица­ми в языческих религиях. Жрецы являлись служите­лями богов и хранителями их таинств. Они ухаживали за статуями богов, возноси­ли им молитвы, приносили жертвы. Жрецы по звёздам толковали волю богов. Они проводили религиозные це­ремонии. Из числа жрецов выдвинулись первые пра­вители Древней Месопотамии. И позже жрецы занимали в обществе высокое положение. Они были хранителями знаний.

В центре каждого города возвышался храм. Его стро­или на высокой земляной платформе. Храмы имели вид высокой ступенчатой башни. Террасы-ступени образовыва­ли огромную лестницу, устремлённую в небо.

Считалось, что по этой лестнице избранные — цари и жрецы — могли подниматься к богам или боги снисходить к лю­дям. Такие ступенчатые храмы называются зиккураты.

При храмах находились обширные хозяйства, в кото­рых работало множество людей — земледельцев, ремес­ленников. Храмы и жрецы обладали огромными богат­ствами.

Из законов царя Хаммурапи

Чтобы сильному не притеснять слабого, чтобы погубить беззакон­ных и злых, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям...

О должниках

Если он не может возместить хлеб, следует продать всё его иму­щество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разде­лят между собой.

Мурдук сражается с чудови щем. Древнее изображение

Если человек взял у другого участок земли на время и вырастил хлеб, то он должен отдать хозяину поля половину урожая.

Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть в рабстве 3 года, на четвёртый год их следует отпустить на сво­боду.

О кражах

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён.

Обсудите в парах, в чём справедливость законов Хаммурапи.

1. Когда и кем было образовано Вавилонское царство? 2. За­чем Хаммурапи приказал высечь законы на стеле и разослать их копии по всему царству? 3. На какие разряды делилось об­щество Древнего Вавилона? 4. Что общего в истории Вавилон­ского царства и Шумера? 5. Что олицетворяет собой зиккурат? 6. Что и почему в истории Вавилонского царства вам запом­нилось больше всего?

1. Почему законы Хаммурапи изучаются до сих пор? 2. Како­ва связь между язычеством и окружавшей человека природой? 3. Чем выделялся Мардук среди других богов Древнего Вавилона?

Мы запомнили, что:

• в Древнем Вавилоне сложилась деспотия — особая форма государства;

• появился первый свод законов, дошедший до нас пол­ностью;

• воспринятая от шумеров ступенчатая форма храма (зиккурат) распространилась по всей Месопотамии.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

-

<< | >>
Источник: Уколова В.И.. История. Древний мир. 5 класс. (Сферы) М.: — 160 с.. 2014

Еще по теме § 11. Древний Вавилон:

  1. 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ И ВАВИЛОНИЯ
  2. НОВЫЙ ВАВИЛОН
  3. Вавилония
  4. «ВАВИЛОН»
  5. 1. Вавилония в XII—VII вв. до и. э.
  6. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА
  7. 3. Экономика и общество Вавилонии в VII—IV вв. до н. э.
  8. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
  10. Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009
  11. Северная Месопотамия и касситская Вавилония