<<
>>

3. ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО

Эпоха Древнего царства (начало XXVIII в. до н. э.— середи­на XXIII в. до н. э.)—это более чем пятисотлетний период еги­петской истории, время правления III, IV, V и VI манефоповских династий, эпоха, генетически связапная с Ранпим царством, но представляющая собой новый качественный этап развития Егип­та.
Новые явления определялись в нервую очередь окончатель­ным прочным объединением страны, сплочепием ее в одно поли­тическое целое. Это становится особенно ясным, если учесть, что существенных измепепий в орудиях производства по сравнению с Ранним царством пе произошло — изменения были, по-видимо­му, в основном количественные. Только резкое увеличение про­изводства медных орудий труда могло привести, папример, к боль­шим изменениям в строительпом деле — началу невиданного доселе строительства из мягкого известняка. Известно, что блоки из этого камня выпиливались медными пилами, которые изготов­лялись из слитков, подвергавшихся для прочпости специальной проковке. Из гробниц Древнего царства до нас дошло большое количество различных медных орудий.и их маленьких моделей, по по-прежнему применялись разнообразные каменные орудия, деревянные мотыгн, серпы с кремневыми зубьями, первобытный деревянный плуг.

Полное объединение Египта и более целенаправленная орга­низация производства в пределах объединенной страны в огром­ной степени способствовали общему подъему всех отраслей еги­петского хозяйства.

Памятники Древнего царства впервые позволяют осветить некоторые важпые сторопы египетских производственных отно­шений. Многочисленные докумепты показывают существование царского хозяйства, храмовых хозяйств и особеипо хозяйств част­ных лиц—вельмож, занимавших высокие должности при дворе, в административном аппарате, как в центре, так и на местах — в номах. Многочисленные раскрашенные рельефы сплошь покры­вают внутренние стены внушительных вельможных гробниц и снабжены краткими пояснительными надписями.

Они дают воз­можность представить жизнь большого хозяйства — «собственно­го дома» (пер джет) вельможи. Эти гробпичнце изображения были тесно связаны с египетским культом, отражавшим пред­ставления египтян о заупокойном мире как вечном продолн{епии земной реальной жизни, и являлись, в сущности, подробным на­глядным описанием этой жизни, поэтому они и имеют самое прямое отношение к действительному хозяйству вельможи.

Гробничные рельефы рассказывают нам о самом вельможе и о его непосредственном окружении. Обычно он показан главой большой семьи, в состав которой входят его жена и дети, род­ные братья и сестры, нередко старая мать, родственники, домо­чадцы. Здесь же многочисленные личные слуги, музыканты, пев­цы и певицы, танцовщицы, кравчие, парикмахеры, опахалонос- цы, телохранители. Интересно, что младшие члены семьи наряду с домашними слугами обслуживают хозяина усадьбы или же участвуют в управлении его хозяйством.

Большое вельможное хозяйство состояло из главной усадьбы и многочисленных владений (дворов и селений), находившихся в различных концах страны, как в Верхнел!, так и в Нижнем Египте. Многочисленный штат различного рода служащих: пис­цов, надсмотрщиков, учетчиков, хранителей документов, управ­ляющих, возглавляемых «домоупраингелем», который осуществ­лял общее руководство всей хозяйственной жизнью «собственного дома», организовывал и контролировал труд многочисленных лю­дей, работавших в разных отраслях вельможного хозяйства: зем­ледельцев и пастухов, рыболовов и птичников, огородников и са­довников, пекарей и пивоваров, медников и ювелиров, гончаров и каменотесов, ткачей и саидалыциков, плотников, столяров, су­достроителей, художников и скульпторов — всех тех, кто так ярко представлен на гробпичиых рельефах за своей повседневной ра­ботой в поле и на пастбище, в ремесленной мастерской и в доме самого вельможи.

Характерной формой организации труда в полеводство в пе­риод Древнего царства были рабочие отряды, трудившиеся при посеве и сборе урожая. Насколько можно судить но сцепам сель­скохозяйственных работ и надписям к ним, посевное зерно до­ставлялось земледельцам из житницы вельможного хозяйства, тягловый скот (обычно это две длиннорогие коровы) приводился из вельможного стада, собрапный урожай, свозимый на тока ослами, принадлежал вельможе и после обработки на гумне поступал в его же закрома.

Рабочие отряды трудились и при перевозке тяжестей, погруз­ке судов (основное транспортное средство в Египте) и на многих других общественных работах, причем они по мере надобности могли перебрасываться то на одну, то на другую работу.

Ремесленноо производство вельможного хозяйства было скон­центрировано в общих ремесленных мастерских — «палате масте­ров», в которой трудились ремесленники разных специальностей. Здесь работали только мужчины. Уделом женщин был труд в отдельных ткацких мастерских. В хозяйстве существовало специ­альное пищевое предприятие, занятое изготовлением различных продуктов. Во всех ремесленных работах существовало дробное разделение труда, над одним и тем же изделием на разных эта­пах его изготовления часто трудилось несколько человек. И в ре­месленной мастерской все средства производства принадлежали владельцу всего хозяйства; изделия, изготовленные мастерами, поступали в вельможные склады. Так обстояло дело и в других отраслях вельможного хозяйства. Следовательно, все виды тру­жеников, вовлеченных в вельможное хозяйство, были лишены собственности на орудия и средства производства.

Судя по рельефным гробничным изображениям, работники вельможного хозяйства получали довольствие из вельможпых складов и производств — с огородов, пастбищ, из рыбных угодий, житниц, пищевого ведомства — зерно, рыбу, хлеб, овощи, пиво. Мы видим здесь, как земледельцам выдают одежду — короткий передник — и специальное масло для умащепия, так как, работая под безоблачным египетским небом при жарком солнце, почти обнаженный земледелец вынужден был смазывать кожу на теле каким-либо жировым составом. Были ли у тружеников вельмож­ного хозяйства помимо хозяйственного довольствия какие-то до­полнительные средства к существованию, нам неизвестно.

Но па тех же гробничных рельефах изображен рынок для мелкого обмена, участниками которого были, по-видимому, также труженики вельможного хозяйства. Здесь шла бойкая торговля: зерно, хлеб, овощи, рыбу обменивали на рыболовные крючки, обувь, медные зеркала, бусы, другие ремесленные изделия.

Мери­лом стоимости было зерно. Наличие такого рынка можно объяс­нить существованием определенного избытка пищевых продуктов у части тружеников, а также, вероятно, и существованием в ремес­ленном производстве урочной системы. Норма выработки была чрезвычайно высока, едва ли ниже полной производственной воз­можности ремесленника,— недаром египетского труженика часто подгоняли плетьми п палками; по работник, справившийся со своим уроком (нормой выработки), возможно, мог изготовить до­полнительное изделие, которое уже по праву считалось принад­лежащим лично ему и могло быть обменено на рынке на вещи или продукты питания, ему необходимые, Следовательно, работ­ники, вовлеченные в вельможное хозяйство, могли обладать оп­ределен пои личной движимостью. Царское и храмовые хозяйства эпохи Древнего царства, от которых до нас дошли значительно более скудные сведения, судя по всему, были организованы по

о

тому же принципу .

Учитывая несомненно большую роль вельможных хозяйств в экономике страны эпохи Древнего царства, необходимо выявить их связь с царским (государственным) хозяйством. Известно, что п египетских памятниках «собственный дом» вельможи высту­пает как нечто «внешнее» по "отношению к «внутреннему», госу­дарственному (царскому) хозяйству. В состав «собственного до­ма» вельможи входили земли и имущество, унаследованное от родителей. Владельцами такого наследия становились по преиму­

ществу старшие сыновья покойного главы семейства. Вот поче­му, в частности, младшие братья вельможи вынуждены были служить в его доме, кормиться за счет его хозяйства. Мог распо­лагать вельможа также имуществом, полученным по завещанию от других лиц, а также доставшимся ему «за вознаграждение», т. е. купленным. Складывается впечатление, что унаследованным, вавещанным, купленным имуществом и землей вельможа имел право распоряжаться по своему усмотрению, как своей полной собственностью, своим достоянием «по истине» (именно из этого ^достояния вельможа, вероятно, выделял землю и средства на ^/обеспечение своего заупокойного культа, предусматривавшего со- у держание большого штата заупокойных жрецов при его гробни­це). Наряду с достоянием «по истине» вельможа располагал достоянием «но службе», которым он, по-видимому, полностью распоряжаться не мог, так как оно принадлежало не ему лично, а его должности и могло быть отобрано вместе с должностью, поэтому свое достояние «по истине» и «по должности» вельможа четко разграничивал. Вместе с тем памятники свидетельствуют, что благополучие вельможи зависело прежде всего от его долж­ностного достояния, и вне служебной карьеры мы пе можем представить себе вельможу Древнего царства. Необходимо иметь в виду, что должности в Египте, как правило, были потомствен­ными, передавались от отца к сыну, но при этом такая передача должности всякий раз утверждалась царем. Таким образом, лич­ное и должностное в «собственном доме» вельможи тесно пере- ( плетается. Не случайно само египетское понятие «собственность» (Ожег) является более широким но сравнению с нашим — оно может служить и для обозначения полной собственности (в на­шем ее понимании), и для обозначения только владения, поль­зования (за службу).

Естественно, что многочисленный штат организаторов произ­водства в царском, храмовых и вельможных хозяйствах — различ­ные чиновники, писцы, учетчики и коптролеры отличались но своему положению в обществе от лиц, пепосредственпо трудив­шихся в этих хозяйствах Многие из пих занимали определенные государственные должности и сами имели в своем распоряжении земельные угодья и людей, обрабатывающих их. К этой катего­рии лиц следует отпести также мелкий и средний персонал хра­мов, многочисленных жрецов, связанных с заупокойным культом (верховные жреческие должности сосредоточивались в руках высшей придворной н местной провинциальной администрации). В эту же группу лиц, составляющих среднюю прослойку египет­ского общества, могли входить скульпторы, архитекторы, живо­писцы, врачи, талантливые разбогатевшие ремесленники царских, храмовых и вельможпых хозяйств. От второй половины Древ­него царства до пас дошли многочисленные погребения, порой весьма богатые, принадлежащие представителям именно этих средних слоев населенля.

/

Термин, обозначающий раба (бак), известен еще со времен

Раннего царства. Документы Древнего царства свидетельствуют о том, что рабов можно было покупать и продавать (сохранил­ся, например, документ от VI династии, упоминающий куилю рабов). Следовательно, в Египте времени Древнего царства су­ществовал рабский рынок. Среди рабов были чужеземцы, по пре­имущественно это были египтяне по происхождению. Правда, механизм порабощения соплеменников в условиях Древнего цар­ства трудно сейчас восстановить. Преобладание огромных, более или менее замкпутых хозяйственных комплексов, в которых про­изводилось все необходимое, от орудий производства до продук­тов потребления, тормозило, естественно, развитие товарно-де­нежных отношений в стране, поэтому возможность появлепия в эту эпоху известного по несколько более поздним передпеазиат- ским древним обществам долгового рабства почти, исключается. Возможно, что большинство домашних рабов у египтян по про­исхождению являлись потомками тех жителей Нильской долины, которых в период раздробленности и войн между помами, а за­тем и между обоими ранними египетскими государствами захва­тывали и порабощали соседи. Но, безусловно, существовали и какие-то другие пути порабощения соплеменников. Так, высокие должностные лица второй половины Древпего царства, выставляя напоказ свою добродетель, хвастаются тем, что пе порабощали за всю свою жизнь ни одного египтянина. Следовательно, сама возможность порабощения, соплеменников — жителей Нильской долины была не исключена и имела место, по, очевидно, порабо­щать пх считалось предосудительным, а возможно, и за­прещалось царской властью. Недаром косвенные сведения о порабощении египтян восходят в основном к концу Древне­го царства, когда ощущался уже резкий упадок центральной власти.

Несомненно, что царское, храмовые п вельможные хозяйства были преобладающими в экономической структуре Древпего царства. Однако были ли эти крупные хозяйства единственной формой организации производства в стране, или же за их пре­делами мог существовать пусть незначительный, по автономный общинно-частный сектор экономики? Ответить на этот вопрос исходя из египетских источников той эпохи трудно, так как все они имеют отпошение только к царскому и вельможному хозяй­ствам. Лишь на основании немногих косвенных данных можно предполагать, что такой сектор, вероятно, существовал. Так, на­пример, один вельможа, живший в конце 111 династии, покупает землю у коллектива неких нисутиу («царских»), которые, сле­довательно, имели какие-то индивидуальные или коллективные права на землю и могли распоряжаться его по собственному усмотрению. Возможно, о существовании мелких индивидуаль­ных хозяйств свидетельствуют надписи вельмож конца Древпего царства, которые, по их словам, помогали каким-то, по-видимо­му, мелким производителям посевным зерном и тягловым скотом в период пахоты. Трудно предположить, что такая помощь мома осуществляться в рамках царского и вельможного хозяйства, основанного, как мы видели, на совершенно других принципах. Наконец, не разорившиеся ли мелкие собственники, попадая в зависимость от владельцев крупных вельможных хозяйств, пре­вращались в рабов-бак? Не они ли являлись источниками попол­нения столь многочисленной категории заупокойных жрецов, обеспечивавших заупокойный культ вельмож? Возможно также, что среди участников обменного рынка, известного нам по гроб- ничным изображениям, были пе только труженики, вовлеченные в крупные вельможные хозяйства, но и мелкие индивидуальные производители. Однако все это только лишь предположения. У Материал слишком незначителен и противоречив, чтобы можно было сделать какие-либо твердые, однозначные выводы.

Во главе сложившегося египетского государства стоял царь, часто называемый в литературе фараоном — термином, пришед­шим из греческого языка, но восходящим к древнеегипетскому иносказательному наименованию царя эпохи Нового царства — пер-'о, что значило «Большой дом» (т. е. дворец); само же имя царя считалось священным, и произносить его возбранялось.

Египетский царь обладал неограниченной экономической, по­литической и верховной жреческой властью. Все значительные мероприятия в стране и за ее пределами производились от имени фараона — большие ирригационные и строительные работы, раз­работка ископаемых и камня в окрестных пустынях, войны и торговые экспедиции, проведение больших религиозных и дипа- стпйных праздников. Царь почитался как бог и был, по египет­ским представлениям, во всем подобен богам, а, возможно, в гла­зах народа порой и превосходил их могуществом. Так, в период расцвета Древнего царства усыпальницы царей — пирамиды затмевали своим великолепием храмы богов. Длинная, со време­нем все более расцвечивающаяся эпитетами титулатура египет­ского царя содержала в себе пять царских имен, в том числе личное и тронное. До конца египетской истории фараон высту­пал как царь Верхнего и Нижнего Египта, что фиксировалось в его титулатуро как воспоминание о некогда существовавших самостоятельных царствах Севера и Юга. Пережитком времен двух додинастических царств была и двойственная система неко-» торых государственных ведомств страны.

Важнейшим помощником царя был верховпый сановник — чати, осуществлявший от имени царя общее руководство хозяй­ственной жизпыо страны и главной судебной палатой. В разные времена чати мог занимать и некоторые другие крупнейшие должности, в частности должность главы столичного управления; известно, однако, что ему в течеиие почти всей истории Египта не доверялось руководство военным ведомством, во гла­ве которого стоял другой крупнейший сановник — начальник войска.

Некогда независимые номы, войдя в состав едипого государ­ства, превращаются в его местные административно-хозяйствен-« ные округа, причем во время наивысшего расцвета Древнего царства, при IV династии, отмечается полное подчинение номов центральной власти: царь может по своей воле перемещать но­мархов (правителей номов) из области в область, из Верхнего Египта в Нижний и наоборот, существует жесткий контроль центра над всеми действиями местной администрации. В период III и IV династий высшая столичная знать состояла из узкого круга лиц, находившихся в кровном родстве с царем. Важнейшие должности в государстве — чати, военачальники, руководители различных ведомств и работ, верховные жрецы важнейших еги­петских храмов — были выходцами из царского дома, представи­телями правящей династии. Централизованное управление осу­ществлялось при помощи огромного разветвленного бюрократи­ческого аппарата.

Единственным родом постоянного египетского войска, начав­шего складываться еще в период Раннего царства, была нехота. Воины были вооружены луками, стрелами и короткими мечами. Часто во время походов воинов перебрасывали к месту битвы из мсст""постоянного расположения на грузовых речных судах. Гра­ницы Египта на севере и юге были защищены ценыо оборони­тельных крепостей, в которых размещались военные гарнизоны. Интересно, что полицейские функции в Египте с древнейших времен осуществлялись выходцами из рано покоренной египтя­нами Северной Нубии—маджаями.

Египет часто образно называют «Страной пирамид». В непо­средственной близости от Каира и к югу от него разбросаны эти грандиозные погребальные сооружения царей Древнего цар­ства, немые свидетельства невиданного доселе могущества еги­петских правителей, призванные навеки прославить имена фа­раонов, погребенных в подземных камерах этих своеобразных надгробий. Первая, еще ступенчатая, 00-метровая пирамида была воздвигнута близ современного местечка Саккара к югу от Каира для фараона III династии, основателя Древнего царства Джесера талантливым архитектором, врачом и чати, знаменитым Пмхете- пом, отождествленным впоследствии греками с богом-покровите­лем медицины Асклепием. Незыблемо стоит в пригороде Каира Гизе первое и единственное сохранившееся из семи чудес света древнего мира — великая пирамида паиболео могущественного царя IV династии Хеопса (Хуфу)—почти 150-метровая, сложен­ная из 2 млн. 300 тыс. великолепно пригнанных огромных ка­менных глыб. Здесь же высятся пирамиды его преемников — младшего сына по имепп Хефреп (Хаф-Ра), которая всего на три метра ниже пирамиды отца, и значительно уступающая им 66-метровая пирамида еще одного фараона этой же днпастин, которого звали Микерин (Менкау-Ра), Каждый царь Древнего царства начинал строить себе усыпальпицу сразу же по восше­ствии на престол, и возводилась она порой в течение нескольких десятилетий. Геродот, путешествовавший по Египту в V в. до н. э., оставил нам яркое; но не совсем точное описание строи­тельства пирамиды Хеопса, как оно сохранилось в памяти дале­ких потомков.

Хеопс, по рассказам Геродота, вверг страну в пучину бед­ствий, заставив всех египтян работать на него. Одни перетаски­вали к Нилу огромные глыбы камня из каменоломен в восточ­ной пустыне, другие грузили их на корабли и доставляли на левый берег Нила, третьи тащили их до подножия Ливийского плоскогорья к месту строительства. Сто тысяч человек трудились так изо дня в день, сменяя друг друга каждые три месяца. Де­сять лет строили только дорогу, по которой тащили камни, и по­гребальный склеп, двадцать лет возводилась над ним сама пирамида.

На самом нее доле строительным материалом для сооружения пирамиды служил местный известняк, добываемый тут же, у ее подножия, а с противоположного берега привозили только высо­кокачественный белый известняк для облицовки внутренних по­мещений пирамиды и ее внешних граней. Непосредственно пирамиду возводило ограниченное количество рабочих отрядов, состоявших из постоянных, квалифицированных, специально обученных работников. Специальные рабочие бригадами труди­лись и на соседних каменоломнях. Несомненно, однако, что на строительстве пирамиды в большом объеме использовался не­квалифицированный труд вспомогательных работников и что многие труженики, таким образом, отвлекались от повседневного производства.

Рядом с пирамидами IV династии возвышается высеченный в скале 20-метровый Большой Сфинкс, обезображенное временем лицо которого, как полагают, имеет портретное сходство с ца­рем Хефрсном, во времена которого, по-видимому, сфинкс и был изваян. Л рядом, возле пирамид, раскинулся большой город мертвых — погребения знати времен расцвета Древнего царства, которая и после смерти своего владыки желала покоиться рядом с ним у подножия его пирамиды. Возводили себе пирамиды и цари последующих V и VI династий. Пирамиды V дипастии рас­положены в районе Абусира и Саккары; возле последнего селе­ния находятся и пирамиды царей VI династии.

Время Древнего царства оставило нам не столько надписи парей, сколько падписи-биографии вельмож и номархов, повест­вующие о военных походах, торговых экспедициях, разработке полезных ископаемых за пределами Египта,

Основатель IV династии царь Снефру совершил большой по­ход в Эфиопию, полонив 7 тыс. нубийцев и уведя 200 тыс. голов скота; после похода в Ливию он привел в Египет 1100 пленных ливийцев и новые стада скота. На Синае с азиатскими племена­ми боролись цари V династии Саху-Ра и Унис, они же пред­принимали походы и в Ливию. В поминальном храме Саху-Ра, например, изображены суда, доставляющие в Египет захваченных пленных — азиатов и ливийцев. От пего же до нас дошли также первые сведения о путешествии египтяп в далекий загадочный

Пунт10, находившийся, возможно, на территории современного Сомали. Тогда еще не был прорыт капал между восточным рука­вом Нила и Красным морем, поэтому путешествие должно было начинаться в г. Коитосе и Верхнем Египте, откуда по руслу вы­сохшей реки Вади-Хаммамат египтяне пешком доходили до по­бережья, а затем па судах отправлялись в Пунт, привозя оттуда блоговопия, мирру, ладан, золото.

Военные походы организовывали и цари VI дипастип. Пио- г пи I, второй царь VI династии, воевал с азиатскими племенами уже за пределами Синайского полуострова, причем египетские войска двигались и сушей и морем. Сын Пнонн I, Меренра, хо­дил в Эфиопию.

Многочисленные надписи, оставленные на месте их деятель­ности должностными лицами, которых царь направлял в рудни­ки и каменоломни, повествуют об организации этих «мирных» походов, о борьбе со степными скотоводами в пути, о победах лад ними, о разработках ископаемых. Медь египтяне по-преж­нему добывали в горах Сипая, там же добывалась и бирюза. Ка­мень был повсюду, по редкие породы камня доставляли иногда издалека. Лазурит, например, путем многоступенчатого обмена попадал в Египет с территории современного Афганистана. Мно­гочисленные экспедиции снаряжались па восточный берег Сре­диземного моря за ливанским кедром. Из Нубии привозили черное дерево, слоновую кость, шкуры львов и леопардов, по о нубийском золоте, россыпи которого впоследствии интенсивно разрабатывались египтянами, сведений еще пет. В период Древ- w него царства египтяне добывали золото в пустыне к востоку от Нильской долины; привозили его и по Красному морю из стра-J^^^ ни Пунт.

Внутреннее положение государства периода Древнего царства, несмотря на его бесспорную мощь, было, однако, не безмятеж­ным. Почему-то глубоким мраком окутано время правления ![[ династии — нам хорошо известен только ее родоначальник Джесер. Недостроенная пирамида и разбитые изваяния старшего сына Хеопса, Джедеф-Ра, возможно, свидетельствуют о междо­усобной борьбе двух братьев, закончившейся победой Хефрена. Скрыт от нас, по-видимому, драматический конец могуществен­ной IV династии и приход на ее место V династии в лице ее основателя Усеркафа.

Восхождение на престол этой династии привело к серьезным идеологическим изменениям, связанным с началом общегосудар­ственного почитания солнечного бога Ра — главного бога Гелио- польского нома, из которого, возможно, и происходила V дина­стия. Теперь в титулатуре царь не только отождествляется с богом Хором, традиционным покровителем раппединастических египетских царей, но выступает и как сын бога Ра. Каждый царь

новой династии возводит в честь Ьога Ра солнечные храмы с огромным обелиском внутри окруженного оградой двора. При V династии происходят также большие внутриполитические сдви­ги, внешним выражением которых стало появление среди выс­ших должностных лиц государства выходцев из знати, не связан­ной с царем родственными отношениями (что было так типично при предшествующей династии).

Наконец, вся вторая половина Древнего царства — это время незримой, но длительной и упорной борьбы усилившейся номо- вой администрации против чрезмерного засилья центральной власти за свою политическую и экономическую автономию. Пря­мых письменных свидетельств этой борьбы пет, да, возможно, и не было, но многое можно попять, если взглянут!, хотя бы на погребения верхнеегипетских номархов периода VI династии. «Наследственные» некрологи номархов тон поры обнаружены но всему Верхнему Египту. И мы видим, что гробницы номархов от поколения ic поколению становятся все более роскошными, осо­бенно гробницы номархов областей, расположенных вдали от центра—Мемфиса, а гробницы царей — их пирамиды—уже не идут ни в какое сравнение с величественными сооружениями могущественных фараонов IV династии.

Постепенно номы подрывают могущество центральной власти, н царской администрации со временем все более и более прихо­дится идти на уступки их правителям. Происходит перераспре­деление материальных и людских ресурсов страны в пользу помов, по в ущерб центру. Подрывается экономическое могуще­ство мемфисских царей, ослабевает их политическое влияние.

Вскоре после смерти царя VI династии Пиопи И, который царствовал в Египте почти 100 лет, власть Мемфиса над Егип­том становится поминальной. Около 2200 г. до н.э. страна рас­падается на множество независимых областей — номов. Эпоха Древнего царства завершается.

<< | >>
Источник: Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. История древнего мира. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная ре­дакция восточпой литературы издательства, (Кн. 1.) Ранняя древность. Отв. ред. И. М. Дья­конов.— 470 с. 1989

Еще по теме 3. ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО:

  1. Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н. э.)
  2. Древнее царство
  3. И. В. ВИНОГРАДОВ. Лекция б. РАННЕЕ И ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВА ЕГИПТА
  4. Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.) и расцвет Древнего Египта
  5. Внешняя и внутренняя политика фараонов Древнего царства.
  6. 2.Общество и государство в период Древнего царства (XXVIII—XXIII вв. до н. 3. ) Социально-экономические отношения.
  7. 3.2. От Древней Руси к Московскому царству 3.2.1. Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства
  8. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
  10. Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009
  11. Раздел 2 ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА
  12. 1. «Троянское» царство
  13. РАЗДЕЛ II ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ