<<
>>

Дорийский архитектурный стиль

История дорийского храма начинается с трех построек, относящихся примерно к середине VII в. до н. э., — это храм Геры в Тиринфе, второй храм Ар-темиды в Спарте и храм в Орхомене. Все эти здания в своем плане имеют форму вытянутого в длину пря-моугольника, небольшая передняя часть которого отделена от главного помещения (наос, целла) поперечной стеной и образует преддверие храма (прона- ос).
Вероятно, выбор такого плана для храма произошел под влиянием микенского мегарона, к которому он очень близок по форме и расположению частей. Такое сближение особенно уместно относительно храма Геры в Тиринфе, так как этот храм фактически был построен на месте разрушенного мегарона ти- ринфского дворца и в общем сохранил его форму. Продолговатая прямоугольная форма целлы с пред-дверием была удержана как основная часть дорийского храма, но подверглась дальнейшей переработке. Второй по времени храм Геры в Олимпии был окру-жен колоннадой, а сменивший его в конце VII в. до н. э. третий храм Геры имел уже вполне развитой план дорийского храма: продолговатую целлу с при-строенным к ней спереди пронаосом и соответствующим пронаосу на заднем фасаде опистодомом.
Двумя рядами внутренних колонн целла разделена на три отделения — нефа: широкий средний и два узких боковых. Со всех четырех сторон храм окружен колон-надой.

Храм «С» в Селинунте, Сицилия. 550—530 гг. до н. э.

Развитой тип дорийского храма отразил, таким образом, основное представление греков о храме как

о доме божества: ядром всего здания, осталась цел- ла, закрытое помещение, в котором обитало божество, где стояло его изображение — статуя. Целла лишена каких бы то ни было пристроек утилитарного назначения и окружена со всех сторон колоннадой, изолирующей ее от внешнего мира и связанной с ней в единое целое общей крышей, перекрывающей все здание на подобие шатра.

Высокий ступенчатый по-стамент, на котором стоял храм, служил ему как бы пьедесталом, а большой алтарь — на открытом про-странстве перед его передним фасадом предназначен был для отправления культа.

Нормальный дорийский храм возвышается на трехступенчатом каменном основании (крепида). Из верхней ступени крепиды (стилобата) вырастают колонны, стволы которых не имеют баз и снабжены в вертикальном направлении сегментообразными в поперечном разрезе желобками (каннелюрами), число которых колеблется между 16 и 20. Ствол колонны суживается кверху, но это сужение происходит не-равномерно, так как в середине ствола имеется при-пухлость (энтасис). Колонна увенчана капителью, переход к которой обозначается выкружками и же-лобками. Капитель состоит из подушки (эхин) и че-тырехгранной плиты (плинтус, абака). На плинтусе покоится антаблемент, образующий переход от опорных частей здания — колонн — к венчающей его крыше и в то же время представляющий внешнее оформ-ление потолочного перекрытия целлы и колоннады. Сообразно этому назначению, антаблемонт имеет сложную конструкцию и подчеркивает как горизонтальные, так и вертикальные линии здания. Он состоит из трех частей: архитрава (эпистилия), фриза и карниза (гейсона). Архитрав сложен из гладких четырехгранных каменных балок, перекинутых с одной колонны на другую; концы их приходятся над осями колонн. Верхний край архитрава имеет вид выступающей вперед полочки, под которой над осью колонн и над средней точкой междуколонного про-странства помещается по короткому бруску с каплями. Фриз состоит из ряда чередующихся квадратных и более узких прямоугольных полей (метопы и триглифы), расположенных в строгом соответствии с только что упомянутыми брусками: над каждым бруском находится триглиф, украшенный вертикальными каннелюрами и тремя рейками, представляющими собой рудимент украшения торцов поперечных балок потолочного перекрытия. Метопы обычно покры-ваются рельефами. Над фризом помещается далеко выступающий вперед карниз, защищавший фриз от дождя и украшенный снизу пластинами с каплями (му- тули).

Вся конструкция завершается двускатной крышей, образующей над фасадами треугольные поля (фронтоны) и окаймленной на боковых сторонах здания высоким терракотовым ободком (сима). Крыша покрывалась плоской и выгнутой глиняной, а позднее и мраморной черепицей. Дождевая вода собиралась у симы и стекала вниз через отверстия, которым обыкновенно придавалась форма львиных голов с от-крытой пастью. Вершина и углы фронтонов украша-лись фигурными изображениями (акротерии).

Древнейшие храмы строились из дерева, но уже в начале VI в. до н. э. они стали возводиться исклю-чительно из камня, сперва из известняка, затем ча-стично или полностью из мрамора. Дерево сохранено было только для внутренней конструкции потолка и крыши. До нас дошло довольно значительное количество и сейчас еще чрезвычайно внушительных, несмотря на разрушения, развалин архаических до-рийских храмов в самой Греции. Наиболее распро-страненным типом среди них является, так называе-мый периптер, т. е. храм, целла которого окружена со всех сторон одним рядом колонн. Целла обычно бывает разделена двумя рядами колонн на три нефа, но в древних храмах встречается и деление на два нефа, при помощи одного центрального ряда ко-лонн. Пронаосу придается, по большей части, фор-ма портика с двумя колоннами и двумя полупилястрами. Опистодом бывает открытым в виде портика или закрытым. Часто опистодом вовсе отсутствует. Число колонн на длинных и коротких сторонах зданий, а также пропорции отдельных частей последнего варьированы. Дорийские храмы поражают строгой логичностью, простотой и размеренностью своей конструкции. Теоретическая мысль поздней античности пыталась обосновать эту систему цифровыми со-отношениями, предполагая, что дорийский храм стро-ился по определенным каноническим пропорциям. Но остатки архаических храмов показали, что каких- либо раз навсегда установленных правил относитель-но пропорций храмов и деталей их конструкции не существовало. Каждый архитектор решал поставлен-ную ему задачу, сообразуясь со вкусом, с конкрет-ными условиями материала и местности, отведенной для здания, и сохранял лишь основные принципы дорийской архитектурной системы.

Схема греческих ордеров.

А.

Дорический ордер. 1. Сима. 2. Мутулы. 3. Гутты (регулы). 4. Триглиф. 5. Метопа. 6. Тения. 7. Абак. 8. Эхин. 9. Ремешки. 10. Шейка капители (гипотрахелион). 11. Каннелюры. 12. Стилобат Б. Ионический ордер: с лев а — аттический вариант, с прав а —малоазийский. 1. Сима. 2. Фриз. 3. Зубчики. 4. Фасции архитрава. 5. Абак. 6. Волюта. 7. Эхин. 8. Каннелюры. 9. Полувал (торус). 10. Скоция. 11. Плинт. 12. Стилобат

Вопрос об освещении целлы храма до сих пор ос-тается открытым. Скорее всего, свет проникал в целлу только через дверь, но возможно, что в некоторых случаях имелись и световые отверстия в крыше. Окна встречаются лишь в виде редких исключений. В храме, следовательно, царствовала полутьма, которая контра-стировала с ярким наружным светом. Стены целлы, сложенные из каменных квадров с нижним рядом высоких плит и орнаментированными карнизами, каменный архитрав и каменные монолитные или сложенные из отдельных барабанов колонны раскрашивались обычно в яркие цвета. Это было правилом для зданий, пост-роенных из известняка, покрывавшихся мраморной штукатуркой, на которую налагалась краска.

<< | >>
Источник: К.В. ПАНЕВИН. История Древней Греции. 1998

Еще по теме Дорийский архитектурный стиль:

  1. Эолиискии и иониискии архитектурные стили
  2. НАПРАВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДОРИЙСКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ
  3. Дорийское вторжение и возникновение Спартанского государства
  4. Дорийское завоевание.
  5. ГЛАВА 11. стиль управления
  6. 15. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
  7. СТИЛЬ ЖИЗНИ
  8. Стиль жизни
  9. ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
  10. ДИ «СТИЛЬ»
  11. 11. Понятие «стиль жизни»