§16. Библейские сказания

1. Ветхий Завет. В степных и холмистых районах между Египтом, Двуречьем и побережьем Средиземного моря из­давна пасли свои стада скотоводы. Во втором тысячелетии до н. э. наряду с другими народами здесь жили и древне­еврейские племена. Первоначально они были кочевниками и, перегоняя скот с одного пастбища на другое, не имели постоянных поселений. Привычные к простой, суровой жизни, пастухи жили в лёгких войлочных шатрах. Овцы и козы давали им молоко, мясо, шерсть.

Во главе еврейских племён стояли ста­рейшины. Они бережно хранили в памяти предания о прошлом своего народа. Такие предания передавались из поколения в по­коление, а впоследствии вошли в Библию.

Само слово «Библия» на древнегреческом языке значит «книги» (сравни со словом «библиотека»).

Первая, наиболее древняя часть Библии называется Ветхий Завет. Эта часть Би­блии содержит еврейские мифы и преда­ния. Ветхий Завет стал священной книгой не только в религии евреев — иудаизме1, но и у тех народов, среди которых позднее распространилась христианская религия.

--------------------------- Житель Палести-

1 Слово иудаизм связано с названием южной части Пале- ны. По древним стины — Иудеей. изображениям.


В Древней Палестине. Рисунок нашего времени.



Ветхий Завет содержит не только расска­зы о старине, но и размышления мудрецов, запись древних законов и обычаев. Когда- то евреи, так же как египтяне и вавилоня­не, поклонялись многим богам. Но с тече­нием времени они пришли к единобожию, стали почитать одного Бога — Яхве. Они верили, что Яхве сотворил весь мир и дал людям заповеди — правила, по которым они должны жить. Ветхий Завет начинает­ся с мифов о Сотворении мира, о первых людях и Великом потопе.

2. Иосиф и его братья. Библейские ска­зания повествуют о предках еврейских пле­мён. История целого народа в Ветхом Завете излагается как предание об одной большой семье. Родоначальниками евреев считались Авраам, его сын Исаак и внук Иаков. Вто­рое имя Иакова — Израиль — и дало назва­ние всему еврейскому народу: израильтяне.

Житель Палести­ны. По древним изображениям.

У Иакова было несколько сыновей, но больше всех отец любил Иосифа. Завидова­ли братья Иосифу и сговорились погубить его. Они продали юношу купцу, шедшему с караваном в Египет, а отцу сказали, что брата растерзали дикие звери.

В Египте Иосиф стал рабом вельможи. Умён и удачлив был новый раб, и вско­ре он оказался при дворе самого фараона. Здесь Иосиф прославился тем, что сумел объяснить загадочные сновидения фараона и предсказать наступление великих неуро­жаев и голода. Он дал фараону совет — за­пасти зерно и избавить землю египетскую от бедствия. После этого стал Иосиф влия­тельным вельможей.

Тем временем в соседних странах свиреп­ствовал голод. Услышали братья Иосифа, что египетский фараон даёт зерно голодаю­щим, и пришли к Иосифу просить о помо­щи. Не узнали они своего брата в египет­ской одежде. А Иосиф решил устроить им испытание и объявил, будто хочет сделать своим рабом самого младшего из братьев. Дружно заступились братья за мальчика. Увидел это Иосиф и простил им старую обиду.

Вместе со всеми бесчисленными родичами поселились дети Иакова в Египте. Их потомки жили там много-много лет.

3. Моисей выводит евреев из Египта. Стали притеснять египтяне потомков Иакова. Заставлял их фараон от зари до зари трудиться на строительстве грандиозных сооруже-

Миф о первых людях

Палестинская женщина. По древним изобра жениям.

Бог сотворил чудесный райский сад и в нём поселил первого челове­ка, которого назвал Адам. В раю было много красивых цветов и деревьев со вкусными плодами.

Там обитали животные и птицы, но Адаму скучно было жить одному. И вот однажды, когда Адам спал, Бог вынул у него ребро и сделал из этого ребра женщину. Ей он дал имя Ева, и стала она женою Адама. Жили Адам и Ева в раю, как малые дети, не зная, что хорошо и что плохо. А в раю росло «дерево познания», и не разрешал Бог рвать плоды с него: «Кто вкусит того плода, тот смертью умрёт». Но жил в саду коварный змей, который уговорил Еву попробовать запрет­ный плод. «Кто его съест, — сказал он, — станет мудрым, как Бог». Ева сама съела плод и угостила им Адама. Бог узнал об этом и изгнал людей из рая.

ний. Совсем решил он погубить израильтян, приказав всех новорождённых мальчиков отдавать палачам.

Но одного мальчика матери удалось спасти. Она поло­жила его в корзину и оставила в камышах на берегу Нила, где обычно купалась дочь фараона. Как и надеялась мать, добрая дочь фараона нашла ребёнка и воспитала его.

Назвали мальчика Моисеем. Вырос Моисей и узнал о своём происхождении и о тяжкой судьбе соплеменников.

Однажды шёл он в пустыне, и вдруг перед ним куст сам загорелся пламенем. А из пламени раздался голос: «Я — Бог Яхве. Повелеваю тебе вывести Мой народ из Египта». Моисей умолял фараона добром отпустить изра­ильтян, но владыка Египта был неумолим.

Тогда израильтяне во главе с Моисеем решили бежать. Вышли они к Красному морю. Уже думали они о своей ги­бели, ибо настигало их на колесницах войско фараона. Но тут Бог раздвинул море, и прошли израильтяне по сухому дну. Когда же за ними помчались египетские колесницы, воды вновь сомкнулись, поглотив всё войско фараона. Из­раильтяне оказались на другом берегу, в пустыне на Си­найском полуострове, и сорок лет бродили там со своими стадами.

4. Бог даёт законы. Наконец пришли они к высокой горе Синай. Моисей поднялся на неё, а всем остальным прика­зал оставаться внизу. Люди видели только дым и молнии, слышали раскаты грома. Гора же дымилась и сильно ко­лебалась от того, что Сам Бог сошёл на неё в огне.

Миф о Всемирном потопе

Родились у Адама и Евы дети, внуки и правнуки. Жизнь их была вовсе не райская — приходилось много трудиться, чтобы добыть себе пищу. Люди совершали дурные поступки и даже преступления. Старший сын Адама и Евы, земледелец К£ин, убил своего брата скотовода Авеля, и умножилось зло на Земле. Решил тогда Бог устроить потоп и уничтожить всё живое. Пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению Бога Ной построил корабль — ковчёг.

Вошли туда Ной с женою, трое их сыновей с жёнами и по паре всякой живой твари. Дождь шёл сорок дней и ночей, и вода покрыла всю землю. Спустя много дней вода стала убывать и вершина горы Арарспг поднялась над водной пучиной. Туда и пристал ковчег Ноя. Все погибли, кроме тех, кто был в ковчеге.

Бог вручил Моисею каменные доски — скрижали, где были записаны заповеди. Самые главные заповеди таковы: поклоняться лишь одному Богу Яхве, но не изображать его и не произносить напрасно его священное имя; почи­тать отца и мать; не красть и не заглядываться на чужое; не лгать и не убивать человека. Иначе виновного постиг­нет Божья кара.

Евреи заключили с Яхве завет, то есть договор. Они со­гласились выполнять все заповеди Бога. А он через Мои­сея обещал привести их в ту благодатную землю, которая называется Палестиной.

Объясните значение слов: кочевники, Библия, Ветхий Завет, единобо­жие, ковчег.

Проверьте себя. 1. В чём главное отличие религии древних евреев от египетской и вавилонской? 2. Кому принадлежат имена Яхве, Адам, Ева, Авель, Каин, Ной? 3. Что вы запомнили из ветхозаветного сказания об Иосифе и его братьях? 4. Назовите главные из десяти заповедей, дан­ных Моисею.

Поработайте с картой (см. с. 33). Найдите Палестину и определите её местоположение.

Опишите рисунок «В Древней Палестине» (см. с. 78). Почему на рисунке не видно кирпичных или деревянных домов?

Познакомьтесь с документом — библейскими мифами о первых людях, о Всемирном потопе (см. с. 79, 80). Ответьте на вопросы: 1. За что пер­вые люди были изгнаны из рая? 2. Какой возникший в Двуречье миф на­поминает миф о Ноевом ковчеге? Чем напоминает?

<< | >>
Источник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с.. 2015

Еще по теме §16. Библейские сказания:

  1. БИБЛЕЙСКИЕ СКАЗАHИЯ
  2. 5. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ «ЗАРЕЧНЫХ ПЛЕМЕН» И «НАРОДОВ МОРЯ»
  3. Фольклор.
  4. 6. КУЛЬТУРА И БЫТ РУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIV - XVI в.
  5. Фольклор.
  6. Формы культуры
  7. 1. Особенности и этапы развития социологии в России
  8. 1. Культура Руси и XIV —XVI вв.
  9. Логографы
  10. РУССКАЯ КУЛЬТУРА ХШ-XV вв.
  11. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
  12. ГРЕЦИЯ В Х1-1Х ВВ. ДО н. э. ПО ДАННЫМ ГОМЕРОВСКОГО ЭПОСА