загрузка...

§39. В афинском театре

1. Театр1 возник в Древней Греции. Его зарождение свя­зано с празднествами в честь бога Диониса — покровителя виноделов. На этих празднествах греки облачались в козли­ные шкуры и маски, подражая лесным богам — сатирам, постоянным спутникам Диониса. Ряженые разыгрыва­ли сценки из мифов о Дионисе. Это и были первые те­атральные представления. Позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, содержание которых уже не было связано с мифами о Дионисе. Строители создавали

Развалины древ­негреческого театра. Вид в наши дни.

1 Театр— по-гречески «место для зрелищ».

театральные здания. Такие здания появи­лись почти во всех городах Греции.

2. Здание театра, актёры и хор. Грече­ские театры располагались под открытым небом на склонах холмов и вмещали ты­сячи зрителей. Здание театра состояло из трёх частей.

Одна часть театра — места для зрите­лей. Они разделялись проходами на сек­ции, напоминающие клинья. В первом ряду сидели почётные гости: жрецы Дио­ниса, стратеги, победители Олимпийских игр. Остальные места были платными: на «билете» из свинца или обожжённой гли­ны буквой указывалась секция, где разре­шалось занять любое место. Чтобы сделать посещение театра доступным даже бедней­шим гражданам, государство в Афинах вы­давало деньги для покупки входных биле­тов.

Другая часть театра — орхестра — кру­глая или полукруглая площадка, на кото­рой выступали актёры и хор. Без несен и танцев не проходило ни одно представление. Участники хора в зависимости от содер­жания спектакля изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов, иногда животных — птиц, ля­гушек — и даже облака.

Третья часть театра называлась скеиё. Это была примыкавшая к орхестре построй­ка. К её стене прикрепляли разрисованные доски или полотнища, изображавшие то вход во дворец, то портик храма, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актёров.

Трагическая и ко­мическая маски.
Актёр в маске и особой обуви. Древняя стату­этка.

Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках, в особой обуви на толстой подошве, чтобы казаться выше ростом. Ме­
няя костюмы и маски, актёры играли по несколько ролей в каждом спектакле.

В греческом театре было два главных вида представлений — трагедия и коме­дия. В трагедиях обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страда­ния и часто гибель. Действующими лицами комедий — весёлых и насмешливых пред­ставлений — наряду с героями мифов были современники зрителей.

Театральные представления устраива­лись не ежедневно, а лишь несколько раз в году.

3. На представлении трагедии. В дни ве­сеннего праздника Великих Дионисии афи­няне спешили в театр. Располагался он на склоне Акрополя. Те места, что были ближе к орхестре, занимали с ночи. С со­бой приносили узелки с едой и питьём: в театре предстояло провести весь день, одно представление следовало за другим. Поэты, актёры и хоры состязались между собой в таланте и мастерстве. На исходе праздника имена победителей и лучшую постановку называли сами зрители, избранные из пу­блики в судьи.

Софокл. Древне­греческая статуя.
Антигону приво­дят к царю. С рисунка на вазе.

Вообразим: звук трубы возвещает о на­чале трагедии Софокла «Антигона». В ос-

нове её содержания лежит древний миф. К царю греческого города Фивы стра­жи приводят девушку. Чем провини­лась юная Антигона? Брат её в борьбе за власть пошёл войной на родной город.

Однако его войско потерпело пораже­ние, а сам он был убит. Тело юноши царь велел бросить на съедение хищным пти­цам, запретив под страхом смерти хоро­нить убитого. Антигона нарушила запрет, засыпав тело брата землёй. Она, как и все греки, верила, что душа умершего об­ретает покой лишь после погребения. Те­перь бесстрашную девушку ждёт казнь.

Хор фиванских старцев осуждает суро­вый приговор. За Антигону вступается её жених, сын царя.

— Все граждане и весь народ фиван- ский её вины не признают! — убеждает он отца. Но что царю до народа?!..

— В моей земле я царствую один!

— Принадлежать не может одному свободная земля! — восклицает смелый юноша. Гордому ответу рукоплещут афинские зрители.

К милосердию призывает царя и сле­пой старик-предсказатель: «Помилуй же убитого врага! Погибшему не мсти!» Однако царь неумолим.

Антигона погибает. В отчаянии кончает жизнь само­убийством её жених. Узнав об этом, пронзает свою грудь мечом царица-мать. Царя терзает, увы, позднее раская­ние: «Горе, о горе мне! Смерть, я зову тебя!»

4. В афинском театре играют комедию Аристофана «Птицы». На орхестре появляются два афинянина. Они говорят, что им наскучила беспокойная жизнь в родном городе: «Вот отчего в дорогу мы отправились. Скитаясь, ищем тихого пристанища».

Древнегреческие театральные биле ты.
Зрители. Рисунок на древнегреческой вазе.

Повстречался им птичий царь Удод. Тот из афинян, кто похитрее, предлагает Удоду построить город меж небом и землёй: «Людьми, как мошкарой, вы править станете!»

«Я замысла не слышал остроумнее!» — отвечает Удод.

Тут под музыку с криками и пением на орхестру вбегает хор, переодетый птицами: «Ай, ай, ай, без счёта птиц! Ай, ай, ай, сорок, синиц! Верещат, пищат, стрекочут, скачут, прыгают, свистят».

Хор и актёры изображают строительство города и поют: «Грузили глину гусаки прилежные, в зобу носили кам­ни для фундамента. А воду в воздух поднимали чибисы». В птичий город сбегаются из Афин всякие проходимцы и жулики, не желающие честно трудиться. Среди них без­дарные поэты, доносчик, клевещущий на невиновных, об­манщик, будто бы умеющий предсказывать судьбу. Всех их нещадно лупят и гонят вон.

Чу! Летит вестница богов — богиня Ирида. (Актёр, ис­полняющий её роль, спускается на канатах.) Птицы не пу­скают её: «Ни с места! Стой спокойно! Где пропуск твой за подписью Вороны? Долой отсюда!.. Из Зевсовых детей ни­кто к нам не пройдёт, курений сладкий дым и мяса жир­ный чад отныне никогда до них не долетят!»

Вот оно в чём дело! Птицы перехватывают дым от жертв, приносимых людьми. Терзаемый голодом Зевс отправля­ет на переговоры Геракла, Посейдона и чужеземного бога Трибалла. Один их вид вызывает смех у зрителей: Геракл изображён толстяком и обжорой, Посейдон — глуповатым, а Трибалл — уродом. К тому же по-гречески он ничего не знает и только невпопад лопочет: «Аб-ра-ка-даб-ры!» Та­ких послов легко перехитрить!



Из песни хора старцев в тр;

В мире много сил великих, Но сильнее человека Нет в природе ничего. Мчится он, непобедимый, По волнам седого моря Сквозь ревущий ураган.

Создал речь и вольной мыслью Овладел, подобной ветру, И законы начертал. Злой недуг он побеждает, И грядущее предвидит Многоумный человек.

Софокла «Антигона»

И, гордясь умом и знаньем, Не умеет он порою Отличить добро от зла. Человеческую правду И небесные законы Ниспровергнуть он готов.

Но и царь непобедимый, Если нет в нём правды вечной, На погибель обречён: Я ни чувств, ни мыслей, Ни огня, ни кровли С ним не разделю!

Представление комедии. Рисунок нашего времени.


Комедия заканчивается тем, что птичий хор восхваляет афинянина: «Тебе мы славу пропоём, богов победил ты!»

Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами эллинов.

Объясните значение слов: сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия. Проверьте себя. 1. Зарождение театра связано с празднествами в честь одного из богов. Кого именно? Что рассказывали о нём греки? 2. Поче­му посещение театра в Афинах было доступно даже беднейшим гражда­нам? 3. Почему места в театре занимали с ночи? 4. Чем участники пред­ставлений отличались от актёров нашего времени? 5. Кому принадлежат имена Эсхил, Софокл, Аристофан? Чем прославились эти греки?

Опишите здание театра и представление комедии по одноимённому рисунку. Какую сцену из комедии Аристофана «Птицы» изобразил худож­ник?

Познакомьтесь с документом — отрывком из трагедии Софокла «Антиго­на» (см. с. 189) и ответьте на вопросы: в чём видит Софокл могущество человека? Что он осуждает в людях?

<< | >>
Источник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с.. 2015

Еще по теме §39. В афинском театре:

  1. Театр.
  2. Театр и музыка
  3. БОСТОНСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР
  4. Роль в театре и в жизни
  5. «Афинская полития» Аристотеля
  6. Расходы Афинского государства
  7. Архитектура, живопись, литература, театр
  8. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА
  9. Начало распадения Афинской архэ
  10. Власть и философия: жизнь как театр
  11. § 10. История и форма Афинской демократии
  12. БИТВА ПРИ ЛЕВКТРАХ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПЕЛОПОННЕСЕ.ВРЕМЯ ПРЕОБЛАДАНИЯ БЕОТИИ. СОЮЗНИЧЕСКАЯ ВОЙНА И КОНЕЦ ВТОРОГО АФИНСКОГО СОЮЗА