загрузка...

§38. В афинских школах и гимнасиях

1. Рабы-педагоги. До семи лет мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не занимался. Он гонял обруч или мяч, строил домики из глины, лепил из воска фигурки людей и животных. В семь лет его переда­вали педагогу (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребён­ка»). Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нёс его письменные принадлежно­сти и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам — ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать, а при малейшем непо­слушании своего воспитанника — брался за розгу.
Педагог ведёт ребёнка. Древне греческая стату­этка.

Педагог был рабом, состарившимся или увечным и потому непригодным ни для ка­кой другой работы. Нередко педагог даже плохо говорил по-гречески.

2. Занятия в школе. В рассветный час все городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них.

Учитель с плёткой из бычьего хвоста диктует текст: «Невежда — самое дикое из существ на земле». Эти слова младшие школьники выводят на дощечках, натёртых вос­ком. Буквы выдавливают острым концом металлической или костяной палочки. Называется она стиль. Другим, плоским концом стиля затирают написанное, если допу­щена ошибка. Старшие ученики пользуются папирусом и тростниковым пером.

В школах учили читать и писать, считать, рисовать. Прививали любовь к стихам Гомера и других поэтов.

В Греции встречались люди, гордившиеся тем, что выучили в школе наизусть «Или­аду» и «Одиссею». Дети овладевали игрой на флейте и других инструментах, искус­ством хорового пения. Афиняне утвержда­ли, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком.

Помимо каникул, которые были весной, мальчики не посещали школу в годовщи­ны побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвящённых греческим богам. Плата за обучение была невелика.

Для девочек школ не было. Мать пере­давала дочерям те знания, какие имела сама. Девочек учили грамоте, пению, тан­цам, а главное — домоводству.

3. Посещение палестры. С двенадца­ти лет мальчики начинали посещать ещё одну школу, где занимались гимнасти­кой — борьбой, бегом, прыжками, мета­нием копья и диска. Такая школа называ­лась палестра (от слова «пале» — борьба). В хорошую погоду тренировались под от- Дискоббл — ме- крытым небом в обширном дворе, а в не-

і - у
Дощечки, покры­тые воском, и стиль.

статуя работы настье — под крышей портиков, окружав- Мирона. ших этот двор.

В палестре. Рисунок нашего времени.

Представим себе урок гимнастики в палестре. Мальчи­ки тренируются в борьбе. Выиграть схватку может тот, кто ловок и силён. Вот один из борцов внезапно перебро­сил соперника через колено, того признают побеждённым, если он трижды коснётся телом земли. Строгий учитель с палкой в руке готов ударить любого нарушившего правила состязания. Ожидает своей очереди следующая пара бор­цов. Они обильно льют масло на ладони и до блеска расти­рают им кожу. Все тренируются обнажёнными. После уро­ка весёлой гурьбой побегут они смывать с тела прилипшие грязь и пот. При каждой палестре был колодец, фонтан, а иногда и баня.

В палестрах стояли статуи атлетов работы великих гре­ческих мастеров.

Всемирно известна статуя метателя дис-

Жалоба раздражённой матери учителю на прогульщика сына

(Из бытовой сценки древнего автора)

Спроси-ка его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро суме­ет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хоро­шее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день... А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!

ка. Мирон, её создатель, сумел передать в скульптуре ощущение движения. Кажет­ся, через мгновение атлет распрямится и диск, брошенный с огромной силой, по­летит вдаль. Не менее знаменита статуя копьеносца работы Поликлёта. Скульптор показывает, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу гражданином своего по­лиса.

4. В афинских гимнасиях. Взрослые афи­няне, желавшие продолжить занятия гим­настикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трёх афинских гимнасиев.

Гимнасии располагались за городом сре­ди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для упражнений атлетов, бас­сейны, помещения для отдыха и бесед.

В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные учё­ные. Они излагали свои взгляды на стро­ение Вселенной, предлагали планы созда­ния образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди.

В гимнасиях обучали красноречию — умению отстаи­вать своё мнение при выступлении в Народном собрании и судах.

Разные взгляды греческих учёных на природу человека

Аристбтель писал:

«Одни орудия являются одушевлёнными, другие — неодушевлёнными. Раб есть одушевлённая собственность и наиболее совершенное из всех орудий.

Одни люди созданы природой быть свободными, другие — рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справед­ливо».

«
Копьеносец. Статуя работы Поликлёта.

Иные взгляды на природу человека высказывал Антифонт: «По при­роде все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом — через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».

Объясните значение слов: стиль, палестра, гимнасий. Проверьте себя. 1. Кого в Древней Греции называли педагогами? В чём состояли их обязанности? 2. Чем и на чём писали школьники? 3. Чему учили в афинских школах? 4. Где мальчиков обучали гимнастике? 5. Где взрослые афиняне могли пополнить свои знания и заниматься гимнасти­кой? 6. Кому принадлежат имена Мирон и Поликлет? Чем прославились эти греки?

Опишите урок гимнастики по рисунку «В палестре» (см. с. 183). Подумайте. 1. Что имел в виду афинский стратег Перикл, который, уз­нав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот ещё одним педагогом стало больше!»»? 2. В чём различались взгляды на природу человека разных греческих учёных (см. 184)? Чьи мысли кажутся вам более правильными? Какие орудия труда Аристотель называл одушевлён­ными, а какие — неодушевлёнными?

<< | >>
Источник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. 3-е изд. - М.: - 303с.. 2015

Еще по теме §38. В афинских школах и гимнасиях:

  1. «Афинская полития» Аристотеля
  2. Расходы Афинского государства
  3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВА
  4. Начало распадения Афинской архэ
  5. § 10. История и форма Афинской демократии
  6. БИТВА ПРИ ЛЕВКТРАХ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПЕЛОПОННЕСЕ.ВРЕМЯ ПРЕОБЛАДАНИЯ БЕОТИИ. СОЮЗНИЧЕСКАЯ ВОЙНА И КОНЕЦ ВТОРОГО АФИНСКОГО СОЮЗА
  7. СПАРТА, ФИВЫ И АФИНЫ В 380—370-х гг. до н. э. ВТОРОЙ АФИНСКИЙ СОЮЗ. ЕГО ПОБЕДА НАД СПАРТОЙ И МИР 371 г. до н. э.
  8. Эйсфора
  9. Восстановление демократии в Афинах
  10. Деятельность Перикла и его круга: социально-культурное проектирование
  11. 4.4. ФИНАНСОВЫЙ РЫЧАГ: СУЩНОСТЬ, КОНЦЕПЦИИ РАСЧЕТА, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТА ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА. ВОЗМОЖНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ЭФФЕКТА ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА
  12. СКАЗКА МИНУВШЕГО
  13. ГЕГЕМОНИЯ СПАРТЫ. КОРИНФСКАЯ ВОЙНА И «ЦАРСКИЙ МИР» 386 г.
  14. Значение тирании
  15. Социальные утопии IV в. до н. э. и новый «образ тирана»: Платон, Аристотель, Исократ
  16. «Аттиды»
  17. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОЛОНА
  18. 10.2. Реформы Клисфена