<<
>>

17.1. Барьеры для творческого подхода к работе

Как только вы осознаете, что обладаете куда большими воз-можностями, чем те, которыми вы пользуетесь, следующим важным шагом в вашем личном развитии должно быть выявление и устранение препятствий, ограничивающих ваши природные способности.

Мы выявили семь главных факторов, которые ограничивают или сводят на нет ваша творческие способности или способ-ности ваших друзей.

Может быть, вы знаете и о других. Ответьте на следующий вопрос, не заглядывая дальше в книгу: какие препятствия не дают мне проявлять творческий подход? Запи-шите ответ в оставленном для него ниже месте или на отдельном листе бумаги и постарайтесь привести не менее семи потенциальных препятствий. Тогда вам удастся сравнить свои соображения с нашими, и, таким образом, объединенные результаты будут более ценными, чем те, которые мы получили, работая по отдельности.

Препятствия, не дающие мне проявлять творческий подход:

1

2

3

4

5

6 ;

7

Вы заполнили все семь позиций? Если нет, вы, наверное,

сдались слишком рано.

Вспомните о первом, с нашей точки зрения, препятствии — человеческой лени — и закончите работу!

1. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛЕНЬ. Творчество требует времени и усилий. Преждевременное ослабление усилий не позволяет устранить препятствия, мешающие творческим достижениям. Чтобы посвятить время творческим усилиям, нужна дисциплина, а зачастую требуется и преодолеть скуку. В творческих задачах часто встречаются трудности и почти нере-

шаемые проблемы, но если не поддаться лени, можно испытать и освоить различные ступени творчества.

УСТОЯВШИЕСЯ ПРИВЫЧКИ. У всех людей вырабатываются стереотипы в движениях, работе, манерах и мышле-нии, но привычки могут стать врагами творчества. Необходимо изучать устоявшиеся привычки, и здесь может быть очень полезным средством вопрос «Почему?».

Вернитесь к нашим основным принципам, исследуйте процесс мышления, который раньше казался вам вполне логичным, и вы сможете решить, остаются ли они такими же эффективными ныне.

ИЗЛИШНЯЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ. В своих творческих усилиях мы часто сталкиваемся с чувством неуверенности и смущения. Ведь, почти по определению, перед началом не известен конец, и нехватка такой уверенности вызывает излишнюю напряженность. Ее испытывают и физически, и эмоцио-нально, ведя себя так, как будто защищают себя от реальной угрозы. Жесткие реакции, ощущение внешнего давления и стресса — все это не дает полностью раскрыть в творческом процессе эмоциональные возможности и силу воображения. Люди, находящиеся в напряженном состоянии, стараются держаться каких-либо хорошо известных им вещей, и в результате их силы и энергия используются не полностью. Оба эти фак-тора затрудняют творческие усилия.

ОСЛАБЛЕННАЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ. Говорят, что ни одно из значительных свершений не имело бы места, не будь осознанного стремления к переменам. Творческие деяния питаются желанием стать другим. Стремление к новому может возникнуть как внутри самого человека, так и под влиянием внешних причин. Например, последние войны вызвали к жизни фантастические достижения в таких различных областях, как нейрохирургия, шпионаж, фотография и журна-листика. Чтобы быть творческим, человек должен чувствовать потребность в переменах, осознавая недостатки того, что он делал раньше, и стремясь к лучшему.

НЕДОСТАТОЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. Некоторые из наиболее важных открытий не были сделаны людьми, которые не могли нормально прожить свою жизнь из-за таких препят-ствий, как болезни, заключение в тюрьму или даже временная потеря репутации. Для большинства людей нормально жить означает наполнять свою жизнь обыденными делами, поглощающими большую часть их времени и сил; в их жизни редко встречаются возможности для нововведений. Для других привычные формы творчества требуют внешних ресурсов и помощи. И если последних не хватает, для них оказывается практически невозможным сбор необходимых данных или организация экспериментов.

Здесь необходима уверенность в себе, которая является важной частью творчества, поскол ьку умелое распоряжение временем, силами, ресурсами, организация поддержки играет существенную роль в творческом процессе.

ИЗЛИШНЯЯ СЕРЬЕЗНОСТЬ. Чтобы выразить себя в творчестве, часто необходимо «поиграть» с идеями; иногда искомое решение находится среди самых эксцентрических и немыслимых предположений. Подобная восприимчивость к нео-бычному несовместима с излишней серьезностью и постоянной заботой о том, чтобы быть рациональным. Нехватка игровой установки в вашем подходе одновременно затрудняет общение с окружающими. Радость от возникновения новой идеи одухотворяет, а слишком серьезный отклик лишает идеи их силы, не давая им наполнить энтузиазмом окружающих.

ПЛОХАЯ МЕТОДОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ. Ослабляет творческие усилия нехватка подходящего или эф-фективного метода решения проблем. Хотя, по определению, творческая работа требует новаторского мышления и ее можно структурировать, увеличив тем самым вероятность успеха. Творческий процесс, подобно другим аспектам управленческой работы, можно изучить и анализировать, чтобы приобрести нужные навыки и развить соответствующие методы.

ОЦЕНИВАЙТЕ ПРЕПЯТСТВИЯ. Каждому человеку в творческой работе мешает что-то свое, поэтому полезно постараться установить и с определенной глубиной исследовать свои препятствия. Также полезно обсудить их с кем-нибудь, кто хорошо вас знает. Возможно, ваши препятствия не удастся полностью устранить, но можно научиться сокращать их негативное воздействие. В стремлении добиться выдающихся результатов руководителю недостаточно самому быть творческим, необходимо поощрять творчество в других.

<< | >>
Источник: В.М.Попов, С.И. Ляпунов, Л.Л.Касаткин. Бизнес-Планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. - М.: КноРус,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме 17.1. Барьеры для творческого подхода к работе:

  1. 17.3. Характеристики руководителя с творческим или с недостаточно творческим подходом
  2. НЕДОСТАТОК ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА
  3. КОГДА РУКОВОДИТЕЛИ БОЛЕЕ ВСЕГО НУЖДАЮТСЯ В ТВОРЧЕСКОМ ПОДХОДЕ.
  4. ГЛАВА 17. НЕДОСТАТОК ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА
  5. ИНСТРУКЦИЯ ЛИДЕРУ КОМАНДЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
  6. А3. Форма для самоконтроля: барьеры делегирования
  7. Барьеры для входа и выхода (в отрасли)
  8. Барьеры для глобализации
  9. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
  10. 3.10.3 Какие методики документирования подходят для каких целей?
  11. ПЯТЬ БАРЬЕРОВ